Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетические возможности БелАЭС станут новым внешнеполитическим рычагом Минска

Энергетические возможности БелАЭС станут новым внешнеполитическим рычагом Минска

Белорусская АЭС усилит экономические позиции Минска, но не приведет к его отказу от российских энергоресурсов, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

БелАЭС поможет белорусской экономике

В Минэнерго Белоруссии заявили, что ведомство собирается начать операции по физическому пуску первого энергоблока Белорусской АЭС (БелАЭС). Это означает начало загрузки ядерного топлива в реактор.

БелАЭС возводится рядом с городом Островец в Гродненской области по российскому проекту ВВЭР-1200.

Станция будет состоять из двух энергоблоков мощностью в 1200 МВт каждый. Ранее пуск первого реактора планировался на июль 2020 года, но был перенесен решением «Росатома» и его белорусских партнеров на начало августа.

В Белоруссии подготовлены технологические системы и оборудование для начала пуска реактора, проведены их испытания, а персонал станции прошел необходимую подготовку для операции по загрузке ядерного топлива.

Данный проект позиционируется президентом Белоруссии Александром Лукашенко как революционный для экономики данной республики. Минск считает, что БелАЭС поможет белорусам снизить импорт российских энергоресурсов.

«С самого начала проекта белорусы планировали АЭС с прицелом на то, чтобы снизить энергетическую зависимость от России. Лукашенко много раз об этом говорил, а первое такое высказывание датируется концом девяностых», - заключает Перов.

В Белоруссии позиционируют БелАЭС как большое национальное достижение, но без помощи РФ станция не была бы построена. БелАЭС возводится по российским технологиям, на российские кредитные деньги и с большими льготами по выплатам для Минска.

«Программа по строительству атомной станции не один раз принималась и возобновлялась в Белоруссии. И наконец, после долгого процесса согласования проекта и строительства станции, намечается запуск БелАЭС», - констатирует Перов.

Благодаря атомной станции Белоруссия снизит зависимость от российского газа и поставок электроэнергии из России.

Минск является крупным потребителем российской электроэнергии, поскольку в Белоруссии, в отличие от Украины, не были построены атомные станции. Они были запланированы, но катастрофа в Чернобыле и развал СССР отменили данные проекты.

«Старт БелАЭС укрепит белорусские экономику и энергетику, но не означает существенного отказа от российских энергоресурсов. Как известно, одним из столпов народного хозяйства Белоруссии является перепродажа российской нефти в виде нефтепродуктов в соседние страны Европы – это следствие построенных при СССР двух мощных НПЗ», - резюмирует Перов.

Белоруссия сохраняет торгово-экономические цепочки, которые были характерны для советской экономики, где развитие национальных республик осуществлялось за счет российских энергоресурсов, поставляемых туда по минимальным ценам.

Такая система сотрудничества России и Белоруссии привела к тому, что, по оценкам Bloomberg, Москва с 2000 по 2013 годы предоставила косвенной помощи белорусской экономике на 100 млрд долларов.

Именно ограничение такой политики, а точнее стремление России обменять продолжение фактического дотирования Белоруссии на интеграцию наших государств привело к долговременному спору между Москвой и Минском.

«От российской ресурсной зависимости белорусы никуда деться не смогут. У них есть внутренние потребности в ресурсах, часть которых покроет БелАЭС, но есть и внешние, которые приносят им стабильный доход. Продажа нефтепродуктов за рубеж вместе с экспортом удобрений остаются для белорусов основным источником твердой валюты», - заключает Перов.

Поэтому БелАЭС не приведет к уменьшению зависимости Белоруссии от России, поскольку в «коронакризис» других драйверов экономического развития кроме кооперации с Москвой у Минска не просматривается.

Белоруссия рассчитывает на экспортный потенциал БелАЭС

Вторым важным моментом по поводу БелАЭС являются экспортные перспективы белорусского атомного проекта. Фактически БелАЭС займет место, которое раньше энергетике региона приходилось на закрытую по команде из ЕС Игналинскую АЭС.

Данный проект был полностью выведен из эксплуатации в 2009 году под предлогом того, что там стоят реакторы семейства РБМК – как на Чернобыльской АЭС. Это событие нанесло литовской экономике катастрофический удар, от которого данная страна так и не смогла оправиться – в 1993 году Игналинская АЭС произвела 88% электрогенерации Литвы и еще поставляла электричество на экспорт.

Белоруссия планирует занять место литовцев в этом кластере экономики северо-востока Европы, и это привело к политическим протестам Литвы, которая критикой БелАЭС пытается оправдать в глазах своего общества закрытие Игналинской АЭС.

«Не секрет, что место для атомной станции выбиралось с учетом того, чтобы электроэнергию было легче экспортировать в Литву и другие страны прибалтийского региона. Изначально Минском говорилось, что электроэнергия благодаря БелАЭС превратится в один из важнейших экспортных товаров белорусской экономики», - констатирует Перов.

Такие идеи имеют своих сторонников в Литве и Польше, поскольку по расчетам выходит, что белорусская электроэнергия обойдется дешевле, но политически Варшава и особенно Вильнюс не могут этого принять.

Есть и риторика ЕС, что электричество от АЭС является грязным, хотя во Франции почти вся экономика сидит на атомной энергетике.

«С самого начала Минск встретил по БелАЭС сопротивление Брюсселя, но в дальнейшем не все однозначно. В ЕС могут разрешить закупку энергии с БелАЭС в рамках программы политической помощи Белоруссии», - резюмирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 04.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики