Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ни денег, ни авторитета. Как Польша пыталась удушить"Северный поток–2" штрафами

Ни денег, ни авторитета. Как Польша пыталась удушить"Северный поток–2" штрафами

Польша возомнила себя главным игроком в энергетическом покере. Но победить у Варшавы честно не получается. Поэтому в ход идут любые методы, чтобы доказать – "Северный поток–2" опасен для Европы.

Польша оправдывает продолжение своей энергетической борьбы с Россией защитой интересов Европы. На днях польский премьер-министр Матеуш Моравецкий поспешил убедить общественность, что "острой антироссийской риторики" в его стране нет. А вот проблема "Северного потока–2" есть. И она, похоже, остается для Варшавы неизлечимым бельмом на глазу.

3 августа стало известно, что антимонопольный регулятор Польши (Польский комитет конкуренции и защиты потребителей – прим. Baltnews) UOKiK наложил штраф на российский "Газпром" за отказ сотрудничать по делу о "Северном потоке–2". Размер штрафа составил 213 млн злотых (около 50 млн евро – прим. Baltnews).

Санкцию смогли провести по верхней границе и запросить максимально возможную сумму, предусмотренную польским законодательством за непредставление информации по требованию председателя UOKiK, рассказал глава службы Томаш Хрустны.

Позже, во время дискуссии в Атлантическом совете, Моравецкий заметил, что "Северный поток–2" попросту "не нравится" Варшаве. "Не нравится", потому что, финансируя "Северный поток–2", Европа якобы платит "за оружие". Но за чье бы воображаемое оружие европейцы ни платили, 50 млн евро – цена слишком высокая за, по факту, бездоказательные обвинения.

А Польша тем временем уверена, что ее претензии к "Газпрому" и партнерам компании обоснованы и аргументированы. И, похоже, нынешний штраф – лишь один из шагов в запланированной войне Варшавы с российскими газовыми проектами. Проектами, по словам Моравецкого, настолько опасными, что последние стали настоящей и, возможно, единственной угрозой для всего европейского региона.

Штрафомания затянулась

Польшу и "Северный поток–2" связывает уже поистине старая вражда. Еще в августе 2016 года UOKiK пришел к крайне странному выводу, что совместный проект "Газпрома" и пяти европейских компаний OMV, Wintershall, Shell, Uniper и Engiе приведет к ограничению конкуренции.

Любопытного читателя заинтересует, почему Польша вообще была привлечена к процессу обсуждения строительства проекта, маршрут которого даже не затрагивал польских территорий. Оказалось, во всем виноваты деньги.

"Поскольку большинство компаний, которые входили в условный консорциум, имеют существенный бизнес в Польше, то они были обязаны, в числе прочего, пройти согласование "Северного потока–2" с польским антимонопольным ведомством", – рассказал Baltnews заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Консорциум был создан, но летом 2016 года компаниями было принято решение его распустить, в том числе – и из-за давления Польши. "Новое предложение было связано с тем, что пять партнеров будут кредитовать проект, но юридически в нем не участвовать. "Газпром" оставался единоличным владельцем "Северного потока–2", – напомнил Белогорьев.

Европейские компании-участники обязались профинансировать "Северный поток–2" на 50% – по 950 млн евро каждая. Другую половину – 4,75 млрд евро – обеспечил "Газпром". Деньги выдавались кредитом под определенный процент.

Несмотря на то, что фактически члены бывшего консорциума подчинились желанию Варшавы, Польше было этого недостаточно. Целью польских властей стало не просто помешать, но не допустить реализации "Северного потока–2". А в такой борьбе все средства были хороши.

"Польское антимонопольное ведомство решило, что такого рода финансирование тоже нарушает его решение. Сначала штраф был выдвинут французской Engie, следующим стал "Газпром", – подчеркнул Белогорьев.

8 ноября 2019 года Польский антимонопольный регулятор UOKiK оштрафовал французскую Engie за отсутствие содействия по делу проекта. "Мы наложили на Engie Energy штраф в размере 172 миллиона злотых (44,7 млн долларов) за постоянный и необоснованный отказ в отправке запрошенных документов", – говорилось в сообщении регулятора.

Практически спустя год аналогичные санкции были выдвинуты и против "Газпрома", и тоже за непредоставление документов по проекту. Но зачем Варшаве понадобились материалы по проекту? Оказалось, чтобы приобрести средства для борьбы – доказательства, которых у Варшавы попросту не было.

Голодные игры

В целом, понять, что в борьбе с "Северный потоком–2" Польша руководствуется интересами США, не составляет большого труда.

Польша, как и Германия, лелеет планы стать главным газовым хабом Европы. Кроме того, Варшава возложила на себя непростую миссию стать ведущим проводником американского СПГ в ЕС. Эта задачка действительно не из простых, ведь доказать другим европейских странам, что дорогостоящий сжиженный природный газ из США по каким-то параметрам может быть лучше выгодного трубопроводного топлива из РФ – сложно. А главное – вскрывает персональные амбиции интересанта.

Если опустить целенаправленную политизацию "Северного потока–2" Польшей, которая и так очевидна, то стоит признать, что у Варшавы остаются даже некоторые, сугубо экономические и крайне эгоистичные, аргументы. Польша, несмотря на все свои призывы полностью исключить собственную "зависимость" от российского топлива, боится потерять транзит.

"Северный поток–2" может сократить доходы Польши от транзита газа. Однако, будучи одним из главных противников России в Европе, Польша уже много лет пытается диверсифицировать свою экономику в сторону уменьшения зависимости от российского газа. Политика этой страны, направленная на увеличение импорта энергоносителей нероссийского происхождения, свидетельствует о том, что ее критика "Северного потока–2" не ограничивается экономическими интересами", – рассказала Baltnews аналитик по энергетическим и политическим рискам в PRISM Political Risk Management Ребека Фоли.

И все бы сложилось хорошо, если бы другие европейские игроки не поняли: в этой энергетической игре Польша подтасовала карты. И когда компания Engie подала в суд, Варшава, посчитав такие действия необоснованными, начала искать, чем бы подкрепить свою "правоту".

"В рамках польских доказательств, которые найти сложно, они начали у "Газпрома" требовать всевозможные документы по "Северному потоку–2". "Газпром" Польше объяснил, что она не имеет права этого делать, это не в ее компетенции – требовать какие-то документы для судебных процессов. На тот момент, когда поляки оштрафовали Engie, у них уже должны были быть доказательства. А так получается, что они выписали штраф голословно", – отмечал ранее в комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

"Газпром" отказал Польше в "подарке" в виде пакета данных, зная, что впоследствии на нем могут базироваться решения по новым штрафным санкциям. И Варшава подтвердила догадки, ударив первой – деньги важнее морального облика.

Какой развязки ждать

Кажется, что нет варианта, при котором Польша не выйдет победителем. По крайне мере, оспорить иск "Газпрому" и Engie, даже если компании объединят усилия, как то предполагают эксперты, будет достаточно сложно.

"На самом деле все понимают, что решение политизировано. Это понимают и в Европе. Поэтому европейские партнеры "Газпрома" в этом плане солидарны с ним в том мнении, что польский антимонопольный регулятор транслирует политическую позицию польского правительства. Оспорить сложно, естественно, апелляция будет, но шансы, что удастся отменить штраф, на мой взгляд, невелики", – заключил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Тем не менее главной цели – остановить "Северный поток–2" – Польше добиться не удастся.

"Польша пытается сделать все возможное, чтобы заблокировать окончательное строительство "Северного потока–2", которое, как ожидается, будет завершено через три месяца. Тем не менее на протяжении многих лет компаниям, инвестирующим в "Северный поток–2", удалось продвигать строительство газопровода вперед, несмотря на многочисленные препятствия. Эта тенденция указывает на то, что строительство газопровода будет продолжаться, даже с текущими штрафами против "Газпрома", до тех пор, пока этому не воспрепятствует ЕС", – резюмировала Фоли.

Но главная ирония, наверное, заключается в том, что даже штрафы не приносят Польше должного удовлетворения. Например, нефтегазовая польская компания PGNiG заплатила самый большой в истории Польши налог со штрафа, перечисленного компанией "Газпром экспорт" в рамках решения Стокгольмского арбитража. Сумма налога составила 1,14 млрд злотых – около 300 млн долларов. А была ли радость?

Когда Варшава начнет переживать больше о своем авторитете в Европе, чем о мнимой угрозе европейской безопасности, предположить невозможно. Вероятно, когда потеряет всех союзников среди старых стран ЕС. Конечно, останется старый "друг" США, но останется на другом континенте и лишь до тех пор, пока ему будет необходимо, чтобы его интересы продвигали польские власти.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Baltnews.ee, 11.08.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики