Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ ответит программой энергоэффективности на углеродный сбор ЕС

РФ ответит программой энергоэффективности на углеродный сбор ЕС

Энергоэффективность становится важным компонентом развития российской экономики, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Россия делает ставку на энергоэффективность

Минэкономики РФ представило на рассмотрение Правительства РФ обновленный план повышения энергоэффективности, где поставлена задача снижения энергоемкости в стране. К 2030 году данный показатель к ВВП должен составлять 35% от величины 2017 года.

В 2019 году был принят первый закон об энергоэффективности, который предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году, но в 2015 году, в связи с санкционно-нефтяным кризисом, бюджетная поддержка этого направления была свернута.

Новый план Минэкономики РФ готовился с участием ведомств, регионов, бизнеса и экспертного сообщества и ориентирован на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов отечественного народного хозяйства и бюджетного сектора.

План синхронизирован со стратегией долгосрочного низкоуглеродного развития страны и должен стать основным инструментом достижения климатических целей РФ по базовому сценарию. Кроме того, это связано с международными соглашениями РФ.

«Энергоэффективность важна, а в экономическом плане она означает выпуск такого же количества продукции с использованием меньшего количества энергоресурсов. Если сделать более экономичные двигатели внутреннего сгорания, то можно будет тратить меньший объем ресурсов внутри страны и больше экспортировать. Данный тренд реализуется в Европе», - констатирует Юшков.

По этой причине в Европе так популярны малолитражки, а стоимость топлива и электроэнергии является самой большой в мире. Там проводится целенаправленная политика повышения энергоэффективности, которая отражается на всем.

Интересно, что американская политика противоречит данному тренду. Там, как и в России, правит бал линия ресурсной избыточности, из-за чего цены на бензин в США в определенные периоды даже ниже, чем на российских бензозаправках.

«Помимо этого важен такой феномен, как углеродный сбор ЕС. Европейцы в ближайшие годы начнут активно отслеживать, какой у экспортеров углеродный след. Какие энергоресурсы и сколько их было потрачено на производство конечной продукции. Чем больше потрачено энергоресурсов – электричества, произведенного на угольной или газовой ТЭЦ, тем больше углеродный след», - заключает Юшков.

В Европе вводится углеродный сбор

Было проведено исследование КПМГ, которое показало, что введение углеродного сбора ЕС приведет к экспортным потерям РФ за 9 лет (с 2022 по 2030 гг.) в 50 млрд евро. В первую очередь это ударит по экспорту металлургии, химии, природного газа и нефти.

Пока мы не найдем способы решения этой проблемы, Россия будет терять в год на европейском экспорте от 3 до 5 млрд евро.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что такой углеродный сбор противоречит нормам ВТО, и что данный фискальный инструмент носит несправедливый характер – он не учитывает площадь российских лесов и некоторые другие моменты. В его основе лежит углеродный след – это парниковые газы, выделяющиеся при изготовлении и эксплуатации продукта.

Поэтому перед нами не экономический и даже не экологический, а идеологический инструмент. Еще вызывает подозрение то обстоятельство, что ЕС вводит специальные энергетические ограничения против России – Третий энергопакет и газовая директива к нему.

На практика эти законы работают только против российских газотранспортных проектов, а остальные обычно пользуются «исключениями».

«Поэтому энергоэффективность приобретает важность с точки зрения европейского углеродного налога и климатических соглашений, и данный вопрос постепенно выходит на международный уровень», - резюмирует Юшков.

Российским экспортерам придется повышать энергоэффективность, чтобы отечественные товары не облагали углеродным налогом.

«На самом деле вопросы экологии и энергоэффективности актуальны для многих российских регионов», - заключает Юшков.

России нужно создавать энергоэффективные системы

В России, как отмечает Игорь Валерьевич, часто понимают энергоэффективность как действия, которые должен сделать потребитель. Повесить энергосберегающую лампочку, выключать всегда свет и совершать другие манипуляции, но это не совсем так.

«Все это относится к энергосбережению, но изначально нужно создавать более экономичные промышленные объекты. Меньше сжигать газа или другого топлива для выработки электроэнергии. Ставить более эффективные турбины, генераторы. Начинать нужно с этого, и именно к этому надо стремиться – к более эффективному энергопотреблению», - констатирует Юшков.

В России пытаются возродить гражданское самолетостроение, но все двигатели, которые ставятся на самолеты, произведены не у нас.

В СССР с этим не заморачивались. Во-первых, потому что гражданская авиация была ответвлением военной, вплоть до тождества машин и двигателей – в Советской Армии точно не думали об экономии, а во-вторых, производителям не надо было конкурировать, потому что у них был рынок СССР и СЭВ. Теперь так не получится – наши авиакомпании перешли на западные самолеты из-за их экономичности.

«Российские двигатели больше потребляют, и у них меньше ресурс, поэтому авиакомпании возьмут самолеты с иностранными агрегатами, которые более эффективны, причем это не один такой яркий пример», - заключает Юшков.

И без углеродного налога низкая энергоэффективность снижает конкурентоспособность российских товаров.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики