Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финансовая стратегия Китая по "Силе Сибири" обманула мировых специалистов

Финансовая стратегия Китая по "Силе Сибири" обманула мировых специалистов

Заявления, что импорт российского газа Китаю становится все менее выгоден, передергивают истинное положение дел и торговую картину. Такое мнение в интервью ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Китай принялся наращивать внутреннюю добычу газа и сокращать импорт. Агентство "Синьхуа", оперируя статистикой Государственного комитета по делам развития и реформ, сообщило, что КНР в течение первых шести месяцев 2020 года увеличила добычу собственного газа на 9,9% - до 94,96 млрд кубометров. Ряд аналитиков при этом объявил, что КНР больше не устраивает российский газ, а значит, "Сила Сибири" будет простаивать.

Газопровод торжественно ввели в эксплуатацию в конце 2019 года. Теперь эта магистраль в течение нескольких лет постепенно наращивает прокачку, чтобы в конечном итоге выйти на проектные объемы. Аналитики указывают: некое новое месторождение в провинции Сычуань, которое недавно открыто Китаем, сравнимо по запасам с российским Чаяндинским месторождением и может заставить КНР отказаться от "Силы Сибири".

"Если на сегодняшний день газопровод не вышел на плановые объемы прокачки 2020 года, то это совсем не означает, что Китай от него решил отказаться, - отмечает Юшков. – Более того, стоит вспомнить: тридцатилетний контракт, который заключила Россия с Китаем, включает пункт "бери или плати" с компенсацией на уровне 80%. Это означает, что КНР в любом случае заплатит Москве за газ, даже если не возьмет его.

Технически обязательства выглядят просто. Китай обязуется в год отбирать определенные объемы газа по "Силе Сибири". Если он прокачает половину заявленных объемов или 10%, то в любом случае будет должен оплатить 80% от оговоренных контрактом объемов. Так что заявления, будто КНР открыла у себя уникальные месторождения, не имеют под собой логической основы. Сколько бы ни качал Китай собственного газа, определенные объемы все равно оплатит России".

Мифы о новых месторождениях КНР

"Газпром" и китайская госкомпания CNPC подписали контракт о поставке газа и строительстве газопровода в мае 2014 года после десяти лет переговоров. Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в Китай 38 млрд куб. м в год. Общая сумма контракта в ценах 2014 года составляла $400 млрд, за время его действия китайским потребителям планируется продать более 1 трлн кубометров сырья. Формула цены не раскрывается, но она привязана к котировкам нефти.

Предполагалось, что после выхода "Силы Сибири" на проектную мощность 38 млрд кубометров в год, что запланировано на 2024-й, Китай станет вторым по объему потребителем российского газа в мире после Германии. В этом же пуле находятся Турция и Италия. Китай является самым быстрорастущим потребителем и крупнейшим импортером газа в мире. По данным ВР, потребление газа в 2018 году выросло здесь на 17,7% к уровню 2017-го.

"Рассуждения о неких новых месторождениях в Китае, за счет которых будет замещен импорт, очень похожи на сказки. Ведь от обнаружения в недрах газовых запасов до получения из месторождения первого сырья проходит в среднем пять лет. Это время занимают геологоразведка, составление бизнес-плана и оценка перспектив, привлечение инвестиций и подготовительные работы на месторождении. Если новые залежи КНР обнаружила недавно, то и прироста добычи быть не может.

Другой вариант – "золотую жилу" в виде крупного газового месторождения Китай обнаружил 5 лет назад. В это время как раз принималось решение об инвестициях в масштабный проект "Сила Сибири". Для чего Пекин подписывал тридцатилетний контракт на обязывающих платить условиях, если тогда уже знал о собственных крупных запасах? Чисто логически предположения не вяжутся с реальностью. Зато сокращение поставок по газопроводу вполне объяснимо с точки зрения стратегии Пекина", - подчеркивает Юшков.

Китай ждет, чтобы не переплачивать

Китайские аналитики указывают: вместо отбора по трубопроводу российского сырья Пекин начал более активно закупать сжиженный природный газ. В июне импорт СПГ составил 7 млрд кубометров, тогда как по трубам страна получила 2,614 млрд, то есть импорт упал на 36%. Объемы импорта сжиженного газа увеличились за год на 12% - сейчас на него приходится три четверти всех закупок Китая. Основные поставщики - Австралия, США и Катар.

В этом году Пекин должен был купить 5 млрд кубометров за полгода или заплатить за 4,25 млрд по принципу "бери или плати". Однако определенные коррективы внесла пандемия коронавируса – потребление энергоносителей в КНР из-за карантинных мероприятий резко сократилось. На сегодняшний день этот показатель продолжает расти, приближаясь к уровню осени 2019 года.

"Говорить, что Китай способен заместить импорт энергоносителей, явно преждевременно – его экономика продолжает расти. И уже сейчас даже на фоне пандемии он продолжает потреблять все больше. Потому вся сегодняшняя ситуация вокруг поставок по "Силе Сибири" легко объясняется простым тезисом – Пекин для себя определяет, какой поставщик в данный конкретный момент для него в приоритете.

Стоит учитывать, что формула цены газа по российскому трубопроводу для Китая зависит от мировой цены на нефть. С уточнением – временной лаг по учету стоимости барреля составляет шесть месяцев. То есть сегодняшняя цена поставляемой тысячи кубов газа рассчитывается от того, сколько стоила нефть ровно полгода назад. И именно в этом заключается сейчас стратегия КНР – цена нефти упала до рекордных уровней в марте и была очень низкой в апреле-мае.

Исходя из этого, мы видим, что выгоднее всего для Пекина прокачать оговоренные объемы российского газа с сентября по ноябрь и завершить контрактный отбор в декабре, закрыв обязательства перед Россией. Оплата будет минимальной, условия контракта соблюдены и нужные объемы закачаны. Так что стоит дождаться окончания года, чтобы анализировать загрузку "Силы Сибири" по итогам непростого для всей планеты 2020 года", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 14.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики