Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Пещерный капитализм» в полёте

«Пещерный капитализм» в полёте

Рост цен на авиатопливо может быть связан с политикой владельцев аэропортов, которые зачастую занимают монопольное положение в обеспечении топливом воздушных судов в отдельно взятом авиаузле

Самолеты полетели, но дорого. После открытия ряда заграничных направлений авиакомпании стали жаловаться на резкое подорожание авиатоплива. На бирже разводят руками — у них керосин остался по прежней цене. Так на каком же этапе пути «собачка» могла подрасти?

Управляющий партнёр компании «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко в интервью «НиК» отметил, что биржевые цены на авиакеросин стабильны и находятся на исторических минимумах, а год назад они были процентов на 50% выше:

«Они в тех же пределах, в которых и были в последнее время. На бирже торгуют крупным оптом, но авиакомпании сами на бирже, как правило, не покупают.

Они покупают непосредственно в аэропортах. О ценах „в крыло“ знают только сами авиакомпании. Если цены действительно повысились, это будет поводом для того, чтобы ФАС разбирался с этим вопросом», — пояснил Дьяченко.

Напомним, что проблемы у авиакомпаний начались в ряде аэропортов, в том числе в международном аэропорту «Кольцово» г. Екатеринбурга, где стоимость авиатоплива по сравнению с результатом предыдущих тендеров на июль 2020 года подорожала на 62,1%! Кстати, как ранее отмечали «НиК» эксперты, основным камнем преткновения в жалобе Минтрансу стали именно итоги тендера на август–сентябрь 2020 года а/к «Уральские авиалинии», для которой «Кольцово» — базовый аэропорт.

Международным аэропортом «Кольцово», так сильно возмутившим ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, владеет холдинг «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга.

На сегодняшний день в холдинг «Аэропорты Регионов» входят, помимо «Кольцово», международный аэропорт «Курумоч» (Самара), международный аэропорт «Стригино» (Нижний Новгород), международный аэропорт «Платов» (Ростов-на-Дону) и международный аэропорт «Гагарин» (Саратов).

Кроме того, на днях в СМИ прошла информация, что глава Сахалинской области Валерий Лимаренко подписал поручение о приватизации пакета акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «ДВ-Инвест», образованной аэропортовым холдингом «Аэропорты Регионов» Вексельберга. Так что очевидно, что холдинг расширяется. Как отметили «НиК» представители отрасли, «Аэропорты Регионов» покупает не только аэропорты, но и их инфраструктуру, а также земли. Потом уже на правах собственников отдает инфраструктуру и землю в аренду тем же ТЗК, что также может отражаться на стоимости авиатоплива.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков предположил, что рост цен на авиатопливо может быть связан с арендой заправочной инфраструктуры: «Я сомневаюсь, что нефтяные компании хотят таким образом компенсировать какие-то убытки, рынок авиаперевозок сейчас небольшой. Это, скорее, связано с арендой топливной инфраструктуры, которую должны выплачивать владельцам аэропорта заправочные комплексы», — пояснил эксперт.

«Владельцы инфраструктуры могут закупать керосин дешевле, но поскольку они монополисты в аэропорту, то продают они топливо авиакомпаниям дороже.

Сейчас количество перелётов увеличилось, и в силу своего монопольного положения они реагируют на спрос и увеличивают цены», — пояснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«Цены на керосин в большей степени зависят от наличия альтернативных ТЗК (или хотя бы компаний, предлагающих услуги по заправке), логистики и, конечно, общего объема заправок», — пояснил старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. По его мнению, цены на авиатопливо в аэропортах Крайнего Севера и Дальнего Востока — это «отдельная проблема», для решения которой могут потребоваться специальные шаги со стороны государства. Эксперт также отметил, что доля керосина в стоимости билета составляет порядка 25-30%.

Старший аналитик Grand Capital Владимир Рожанковский считает, что экономического базиса для подорожания авиатоплива нет. Это картельный сговор, он не имеет отношения к экономике:

«Это такой пещерный капитализм, связанный с тем что, возможно, владельцы инфраструктуры или аэропортов хотят немного подзаработать после времени вынужденного простоя», — заявил эксперт.

Стоит отметить, что теперь «пещерный капитализм» придется испытать на себе, видимо, пассажирам. Отпускная цена производителей авиационного топлива остается на уровне ниже прошлого года, а вот желающих компенсировать простои инфраструктуры и недавний обвал предоставления аэропортовых услуг явно много. Плюс на цены влияют повышенный спрос на перелёты в «сезон отпусков», а также парк летной техники, которому необходимы импортные комплектующие, подорожавшие в связи с ослаблением рубля. Так что за всё это придется заплатить россиянам, которые всё же решатся отдохнуть перед «второй волной».

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 14.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики