Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КоАПайте глубже: в России введут штрафы за неосвоение недр

КоАПайте глубже: в России введут штрафы за неосвоение недр

Правительство поддержало законопроект об ужесточении правил добычи полезных ископаемых

В КоАП внесут наказание за неосвоение и срыв сроков по добыче полезных ископаемых, прописанных в лицензиях. По информации «Известий», правительство поддержало законопроект заксобрания Республики Татарстан, которое предложило штрафовать за это правонарушение граждан, должностных и юридических лиц (документ есть в распоряжении «Известий»). Авторы законопроекта объясняют свою инициативу недополучением налогов в бюджет, а также существенным расхождением планов добычи и фактическими цифрами. Во всех фракциях Госдумы инициативу поддержали. Там предложили сделать наказание более жестким: лишать лицензии. С этой точкой зрения согласны эксперты, которые уверены, что штрафы несущественны.

Миллионные потери

Кабмин поддержал введение штрафов за неосвоение недр и нарушение условий лицензий, выдаваемых на их освоение. С такой законодательной инициативой в Госдуму обратился Госсовет Республики Татарстан. В документе «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» парламент предлагает ввести за это правонарушение штрафы для граждан от 2 до 3 тыс. рублей, должностных лиц — от 20 до 40 тыс. рублей и юридических — от 300 до 500 тыс. рублей.

«В настоящее время отсутствие административной формулировки не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении нарушений выполнения условий, предусмотренных лицензией, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения», — поясняют свою инициативу депутаты заксобрания Республики Татарстан в сопроводительных документах.

Они называют эти нарушения распространенными и заявляют о миллионных потерях республиканского бюджета.

«В настоящее время суммарная добыча полезных ископаемых на территории республики составила 14,676 млн куб. м, при этом, согласно проектным документам, должна была составлять 23,86 млн куб. м. Данные отклонения обусловлены отсутствием эксплуатации ряда месторождений. Бюджет Республики Татарстан недополучает налог на добычу полезных ископаемых в объеме 81,28 млн рублей в год», — уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

Еще 9,917 млн рублей в год регион теряет из-за нарушения сроков выполнения лицензионных соглашений. По подсчетам законодателей на сегодня речь идет о 32 таких участках.

«Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в правовом регулировании и повысить эффективность превентивной функции законодательства об административных правонарушениях», — говорится в официальном отзыве правительства РФ на документ.

Вместе с тем в кабмине подчеркивают, что реализация предлагаемых изменений не требует дополнения КоАП новой статьей, как предлагают авторы законопроекта. Более целесообразным в правительстве считают внести изменения в часть 2 статьи 7.3 КоАП.

В комитете по энергетике Госдумы отнеслись к инициативе Татарстана положительно.

— У нас, к сожалению, экономика в большей степени ресурсная, а характер ее использования лицензионный. Поэтому вопрос эффективности недропользования для государства очень актуальный, — заявил «Известиям» глава комитета, член фракции «Единая Россия» Павел Завальный.

По его словам, часто бывает так, что лицензии по освоению недр приобретаются для перепродажи и спекулятивных сделок, на которых зарабатывают, не вкладывая инвестиции в экономику регионов. Как-то наказать за это по действующему законодательству возможности нет, отметил депутат.

— Сейчас очевидно, что эта проблема назрела и ее надо решать. А что касается соразмерности штрафов, думаю, когда законопроект будет рассматриваться Госдумой, то это будет предметно обсуждаться: и какие суммы, и для кого. Но если уж купил лицензию, то отрабатывай ее, — подчеркнул Павел Завальный.

Лишать лицензии

В оппозиционных фракциях Госдумы инициативу Татарстана также оценили положительно.

— Думаю, что этот законопроект можно поддержать. Бизнес зачастую запасается участками для разработки таких месторождений впрок, но реально их не разрабатывает, пытается перепродать или сдать в аренду. Это, конечно, очень плохо. Поэтому штрафы будут вполне оправданны, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Глава комитета Госдумы по региональной политике Николай Харитонов, член фракции КПРФ также считает, что при отсутствии уважительных причин за нарушение лицензионных соглашений нужно наказывать.

— Полагаю, что речь в первую очередь идет о крупных компаниях, которые захватывают большие объемы, а потом не могут освоить, — пояснил «Известиям» парламентарий.

Что касается величины штрафов, то для корпораций они, по мнению коммуниста, существенными не будут, но если речь идет о подрядных организациях, то они это почувствуют.

— Смысл наказания в отношении юридических лиц за подобные нарушения есть, — согласен с коллегами первый зампред комитета по энергетике, член фракции ЛДПР Валерий Селезнев.

При этом он считает, что необходимо выяснять причину невыполнения сроков и неосвоения добычи полезных ископаемых. Как отметил парламентарий, иногда это может быть связано с экологическими особенностями того или иного месторождения либо геологическими условиями.

По его мнению, более целесообразной мерой были бы не штрафы, а лишение компаний лицензий, а также их ревизия. Штрафы же для физических лиц он считает нецелесообразными, так как, как правило, лицензии берутся гражданами под бытовые нужды, например, бурение скважин для воды.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что штрафы могли бы решить проблему неосвоения месторождений, но они должны быть более существенными.

— Зачастую крупные компании берут лицензии, чтобы они не достались конкурентам. То есть для того, чтобы застолбить за собой участок, а потом ничего не делать. Подтолкнуть их к работе было бы полезной мерой, другой вопрос, что штрафы, предложенные в законопроекте, несоразмерны возможностям компаний, которые ворочают миллиардами. Заплатить 300 или 500 тыс. рублей для них ничего не стоит, — заявил «Известиям» эксперт.

По его словам, он согласен, что более эффективной мерой было бы лишение лицензии, чтобы ею могли воспользоваться другие участники этого рынка. В пример он привел «Газпром», который давно держит за собой Тамбейскую группу месторождений. На нее претендует «Новатэк», который мог бы заняться их разработкой, так как ему это очень выгодно, пояснил Игорь Юшков, отметивший, что подобных примеров очень много.

«Известия» направили запросы в «Газпром», «НК «Роснефть» и «Новатэк» с просьбой дать оценку законопроекту, однако оперативных комментариев в пресс-службах компаний не предоставили.

Автор: Наталья Башлыкова

Источник: Известия, 17.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики