Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Промышленность требует отставки

Промышленность требует отставки

Как стачки сказываются на экономике Белоруссии

Ключевые предприятия Белоруссии частично парализованы из-за забастовок рабочих. Протесты охватили важнейшие для экспорта страны отрасли — создание грузовой техники, нефтепереработка и производство калийных удобрений. Рабочие требуют ухода Александра Лукашенко, освобождения политзаключенных, признания победы Светланы Тихановской на выборах, суда над силовиками, которые причастны к избиениям демонстрантов. Останавливается работа предприятий, важных как для мирового, так и для российского рынка. К чему могут привести забастовки и кто пострадает от них больше всего? Разбирался Сергей Гусев. 

Александр Лукашенко лично выходил к рабочим, увещевал их и просил не устраивать забастовки. Граждане его освистали, и теперь предприятия останавливаются одно за другим. Например, гигантский «Беларуськалий» — пятая часть мирового рынка калийных удобрений, 16 тыс. сотрудников, шесть шахт и все пустые. Рабочие покинули забои и постепенно останавливают фабрики. С 19 августа они сразу выйдут на центральную площадь Солигорска, объявил сопредседатель стачечного комитета Анатолий Бокун: «Начиная с 19 августа общий сбор на площади в 09.00, на работу не выезжаем, приезжаем на площадь. Явка строго обязательна».

«Беларуськалий» — один из главных поставщиков валюты в белорусскую казну. Как пишет “Ъ”, только в прошлом году он обеспечил почти 6% консолидированного бюджета страны, экспортировав более 6 млн тонн удобрений почти на $3 млрд. Так что его остановка и возможная потеря доли рынка может нанести серьезный удар по белорусской экономике, но небольшой запас прочности у предприятия все же есть, уверен президент Российского союза химиков Виктор Иванов: «Какое-то время контрагенты подождут, если это будет неделя-две, это не смертельно. Если будет больше, тогда начинают не выполнять свои обязательства, это штрафные санкции. Если и дальше так будет продолжаться, что ж, клиенты уйдут к другим. Это российские компании, “Уралкалий”, или возьмем Канаду. Потеряют рынок, вот и все, ничего нового не придумаешь».

В протестных акциях участвуют сотрудники машиностроительных заводов — это, например, МАЗ, «БелАЗ», «Минский тракторный завод» и «Завод колесных тягачей». Но остановка таких предприятий может длиться месяцы, прежде чем рынок ощутит ее всерьез, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «От нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, нескольких миллионов может быть даже в день — это средние потери одного машиностроительного предприятия в республике, если оно совсем остановится.

Скорее всего, эти предприятия заверили всех своих партнеров, что они продолжат свою деятельность и работу. К тому же быстро заместить такую продукцию на рынке очень тяжело, и на все это уйдет время и деньги.

Готовы ли потребители к этому? Я думаю, что вряд ли готовы. Не меньше года они должны бастовать, чтобы уйти с рынка совсем».

Более мощный удар по белорусской экономике нанесут забастовки на нефтеперерабатывающих заводах. Их в Белоруссии два, и один из них — Мозырский рабочие собираются полностью остановить. На то, чтобы запустить все обратно, уйдет около месяца, и эффект за это время успеют ощутить все отрасли белорусской экономики, рассказал эксперт Финансового университета Игорь Юшков: «Если заводы будут остановлены, это повлияет на всю Белоруссию, потому что она закупает в год в нормальной ситуации 18 млн тонн российской нефти, примерно только 6 из них они перерабатывают для внутреннего рынка, и 12 они перерабатывают для экспорта нефтепродуктов. Прибыль от экспорта они направляют, в том числе, и на субсидирование низких цен на внутреннем рынке. Соответственно, если не будет экспорта или он будет сокращен, нечем будет компенсировать низкие цены на топливо внутри страны, и их придется повышать, а подорожавшее топливо скажется на себестоимости вообще всех продуктов, которые Белоруссия производит».

При этом проблемы соседа будут на руку Кремлю, добавляет Юшков. По его словам, сокращение льготных поставок нефти в Белоруссию лишь пополнит российскую казну, хотя госкомпаниям поводов для радости не прибавит.

«Для России на самом деле это не страшно. Во-первых, если они сократят переработку, мы все объемы нефти можем продать на внешние рынки, и при этом российский бюджет только заработает от этого.

Во-вторых, когда белорусы продают свои нефтепродукты на европейском рынке, получается, что они конкурируют с российскими поставщиками нефтепродуктов, не будет переработки белорусской — не будет конкуренции.

Минус заключается в том, что почти половина акций Мозырского НПЗ принадлежат российским собственникам, если предприятие будет остановлено, получается, что все инвестиции были напрасны, и “Роснефть”, “Газпромнефть” потеряют, в общем-то, смысл в этом активе», — отметил Игорь Юшков.

Белорусская экономика и до забастовок была не в лучшей форме — Международный валютный фонд прогнозировал спад ВВП страны на 6% в этом году. Но, очевидно, у белорусских граждан сейчас другие приоритеты. В Белоруссии запустили фонд помощи тем, кто лишится работы по политическим мотивам. На данный момент он собрал более $1 млн.

Источник: Коммерсантъ FM, 18.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики