Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва за 200 млрд: Без льгот добыча нефти в России будет падать

Битва за 200 млрд: Без льгот добыча нефти в России будет падать

Экспериментальный налог на дополнительный доход (НДД) выходит нефтяникам боком. Минфин требует изменить его, чтобы изъять дополнительно в течение трех лет 200 млрд рублей у нефтяных компаний. В результате экспериментальное налогообложение окажется выше действующей системы. Нефтяники обещают, что из-за этого в стране за 10 лет общая добыча снизится на 600 млн тонн. Эксперты считают, что компании несколько лукавят, однако без льгот добыча нефти в стране будет действительно падать.

«Каждый прав по-своему: и нефтяники, и Минфин», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. Он отмечает, что НДД — это налог, который сработает на перспективу — пять и более лет. «Он стимулирует компании начинать новые проекты и не бросать старые выработанные месторождения. Новые проекты за год не запускаются, поэтому странно, что Минфин говорит о том, что налог надо менять», — отмечает экспорт. 

С другой стороны, считает Игорь Юшков, финансовое ведомство можно понять. «Из-за подешевевшей нефти и коронавируса экономика испытывает давление и у нас уже дефицитный бюджет. Поэтому Минфин начинает латать дыры и говорит, давайте уберем льготы нефтяникам, изменим НДД», — ведущий аналитик ФНЭБ согласен с тем, что сейчас действие НДД приводит к выпадению доходов бюджета, но в долгосрочной перспективе он принесет дополнительный доход.

«Если его не применять, у нас не будет части новых проектов и налогооблагаемая база упадет. Потому что впереди нас ждет естественное падение добычи нефти, и НДД должно устранить эту проблему, чтобы новые проекты компенсировали добычу на старых советских месторождениях. Наша налоговая система должна быть гибкой», — говорит Игорь Юшков. Эксперт полагает, что с сокращением добычи в 600 млн тонн нефтяники сгущают краски, так как речь идет о большой доле производства на старых месторождениях: «Но они правы в том, что без льгот отрасль будет стагнировать».

Как сообщало EADaily, руководители крупнейших российских нефтяных компаний пожаловались президенту России Владимиру Путину на попытки Минфина изменить НДД и направили главе государства письмо, на котором президент поставил резолюцию «рассмотреть и представить предложения». Как считают авторы, предложенные корректировки приведут за десять лет к снижению добычи нефти на 600 млн тонн, падению доходов бюджета на 4,5 трлн рублей и потере 35 тысяч рабочих мест. Кроме того, нефтяники грозят общим негативным эффектом для экономики России в 13 трлн рублей, и потерей доли на мировом рынке в пользу Саудовской Аравии и США.

Ранее правительство получило от Минфина законопроект о пересмотре параметров НДД. В министерстве посчитали, что за год действия налога государство недополучило 213 млрд руб. Идея НДД заключается в том, чтобы налоги платились не с объема добычи, а с доходов с вычетом затрат. Под действие НДД перевели четыре группы месторождений. И больше всего бюджет потерял на месторождениях, которые имели льготы по экспортной пошлине. Минфин предлагает два изменения. Для всех групп месторождений — запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков. Для второй группы — не снижать, а повышать коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На 2021−2023 годы предлагает установить его на уровне 1,5. В результате экспериментальное налогообложение, как отмечал «Коммерсант», оказывается более высоким, чем действующая система без каких-либо льгот. 

Собеседники издания удивлялись, зачем нефтяным компаниям участвовать в налоговых экспериментах, если они им невыгодны. Тем более что большая часть потерь Минфина является просчетом самих чиновников. «Когда НДД принимался в 2018 году, оценка выпадающих доходов проводилась при цене нефти $ 40 за баррель, а реальная цена в 2019 году составила $ 63,5 — это увеличило объем выпадающих доходов примерно вдвое», — сказал собеседник.

Источник: EADaily, 19.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики