Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Торговая война превратила Китай в трейдера американской нефти

Торговая война превратила Китай в трейдера американской нефти

Увеличение китайских закупок американской нефти связано с реализацией Пекином торговой сделки с Вашингтоном, считает заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

Китайцы выполняют торговую сделку с США

Китай в сентябре планирует купить 37 млн баррелей американской нефти. Для этого китайские компании зафрахтовали 19 танкеров. Если планы будут реализованы, то китайцы побьют свой майский рекорд, когда они купили 35 млн баррелей американской нефти.

Причиной такого объема закупок является желание Китая выполнить условия заключенной с США торговой сделки.

«Китайцы всеми силами пытаются показать, что они готовы и будут выполнять условия торговой сделки, которую они заключили с США. Это говорится как на уровне экспертов, так и на уровне первых лиц государства», - заключает Луконин.

Премьер Государственного Совета КНР Ли Кэцян в своем отчете по работе правительства за 2019 года и начало 2020 года заявил, что Китай продолжает выполнять торговую сделку с США. Из-за пандемии коронавируса возникли отставания по темпам выполнения данного документа, поэтому и случился данный сентябрьский «рекорд». Китайцы так пытаются показать лояльность соглашению.

«Просто Китай совершает свои закупки не равномерно по каждому месяцу 2020 года», - резюмирует Луконин.

Сегодня американский лидер пригрозил Китаю разъединением экономик. Пока непонятно, как это может быть реализовано, учитывая современное разделение труда в мире, но давление на Китай сохранится в США при любом исходе ноябрьских выборов.

Многие эксперты полагают, что это не личная линия президента США Дональда Трампа, а стратегия американского истеблишмента.

Что касается выполнения китайцами условий сделки с США по нефтяному направлению, то интересным моментом является то, что американцы экспортируют так называемую легкую нефть, добываемую из сланца, а импортируют тяжелую марку Brent.

Данные объемы китайских закупок формально должны заменить на внутреннем рынке КНР поставки саудовской нефти Brent. Из-за этого возникает вопрос, а куда пойдут эти 37 млн баррелей – непосредственно в Китай или будут перепроданы по всему АТР.

«Китайцы позиционируют себя в качестве одного из мировых лидеров и ответственной страны, поэтому для Пекина важно выполнить то, о чем Китай с США договорились в рамках торговой сделки. Китайцы этим показывают, что они держат слово и выполняют свои обязательства, а куда Китай денет купленную американскую нефть – это отдельный вопрос», - констатирует Луконин.

Курс на разъединение китайской и американской экономик, как считает Луконин, является предвыборной темой Трампа. 

«Это равносильно тому, чтобы заставить американских производителей не производить в Китае. Возможны какие-то особые санкции, но в целом данный вариант не совсем реалистичен», - заключает Луконин.

Объемы двусторонней торговли США и Китая в ближайшее время продолжат падать, но существуют вопросы по причинам, с чем это в первую очередь связано – с санкциями Вашингтона или с желанием Пекина производить меньше ширпотреба.

Китай может переварить эти объемы нефти

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что Китай потребляет разные марки нефти.

«Китай потребляет совершенно разные сорта нефти. Крупные НПЗ настроены под тяжелые марки, но есть много небольших заводов, которые способны переработать низкозернистую нефть. В основном это частные компании КНР, появившиеся вследствие реформы, которая позволила негосударственным структурам в Китае заниматься переработкой нефти», - резюмирует Луконин.

У частных компаний в Китае не так много денег, как у государственных, поэтому они сделали ставку на небольшие НПЗ.

«Их еще называют «самоварами», но это далеко не всегда примитивная перегонка нефти. Просто технологии тут попроще, и для нормального получения светлых сортов топлива данным НПЗ необходима легкая нефть», - констатирует Луконин.

Из-за этого в Китае возрос спрос на российские Восточносибирскую и Дальневосточную марки нефти. Благодаря частным китайским НПЗ мы увеличили поставки нефти в Китай, которые превысили контрактные объемы в 30 млн баррелей.

«На Дальнем Востоке у нас добывается низкозернистая нефть, которую Китай с удовольствием скупает. Поставки идут в маленькие китайские предприятия, которым проще переработать легкое сырье. Точно также они могут освоить американскую легкую нефть, которая по своей сути является низкозернистым газовым конденсатом», - заключает Луконин.

Китайцы способны переварить эти объемы, но далеко не факт, что они поступят на внутренний рынок КНР.

«В Китае сегодня заполнены нефтяные хранилища. Пекин воспользовался ситуацией низких цен на углеводороды весны этого года. Поэтому китайцы могут закупать эти объемы не для собственной переработки», - резюмирует Луконин.

Пекин будет совершать обменные операции, с помощью которых пристраивать купленную в США нефть на других национальных рынках. Еще можно отправить ее в хранилища других государств и обменять на тяжелую нефть.

Вариантов здесь множество, а главное для китайцев, что они выполняют условия торговой сделки с США.

«Трейдерские операции по нефти могут быть самыми разными, поэтому сложно сказать, что конкретно будет делать Китай с закупленными в сентябре объемами американской нефти», - констатирует Луконин.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 24.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики