Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Монгольский поток» сделает «Силу Сибири-2» реальностью

«Монгольский поток» сделает «Силу Сибири-2» реальностью

«Сила Сибири-2» имеет отличные перспективы на китайском внутреннем рынке, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

«Сила Сибири» является перспективным проектом

«Газпром» и Монголия подписали меморандум об учреждении компании специального назначения для строительства транзитного газопровода. Под ним имеется в виду монгольский участок «Силы Сибири-2», которую решили строить по этому маршруту.

Изначально существовало два варианта прокладки пути – через Алтай, но там сложный горный рельеф местности, или через Монголию, но этот маршрут ранее являлся проблемным по политическим причинам – у Пекина существуют трения с Улан-Батором.

«Сила Сибири-2» должна связать газовые месторождения Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, где произойдет ее соединение с китайским газопроводом «Запад – Восток», по которому газ может дойти даже до Шанхая.

«Разговоры о том, чтобы пустить трубу через Монголию, ведутся давно. Сторонником данного проекта стал Китай, поэтому четкая позиция Пекина с большой вероятностью позволит этому газопроводу быть реализованным. В Пекине считают, что проект усилит энергобезопасность КНР, поэтому он действительно перспективен», - заключает Перов.

Первое соглашение по газопроводу, который ранее назывался «Алтай», было достигнуто в марте 2006 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Китай. Этот проект возник раньше недавно запущенной «Силы Сибири-1», но тогда от него отказались.

В частности, китайцы очень хотели иметь отдельные месторождения под свои газовые закупки.

По стоимости проекта существуют разные цифры, но, учитывая масштаб «Силы Сибири-2», она в итоге выйдет дороже 10 млрд долларов США. Увеличился и перспективный объем поставок по проекту – с 30 до 50 млрд кубов газа в год.

«Перед нами работоспособный вариант, поскольку поставка российского газа через территорию Монголии экономически выгодна Китаю. В результате Монголия превратится в страну-транзитера российского газа», - резюмирует Перов.

В рамках российско-монгольского совместного проекта будет построен соединительный газопровод, который создаст газовую магистраль между Россией и северо-западными провинциями Китая. Эта магистраль затем превратится в «Силу Сибири-2».

У РФ хватит ресурсов для «Силы Сибири-2»

Для России данный проект крайне выгоден, поскольку источником газа для «Силы Сибири-2» станут те же месторождения, которые сегодня являются основой энергетических поставок в Евросоюз. Так Россия диверсифицирует свой газовый экспорт, и это важно, учитывая известную антироссийскую линию Евросоюза.

В Брюсселе постоянно говорят о необходимости ограничить объемы газовых закупок в России, которые несколько лет назад доходили до 40% от общеевропейского потребления. Такая политика привела к известным газотранспортным проблемам РФ.

С другой стороны, Россия планирует поставлять в Китай по «Силе Сибире-2» 50 млрд кубов газа в год, а это значительный объем, из-за чего возникает вопрос, не приведет ли это в перспективе к ресурсным проблемам российского экспорта газа.

«В отличие от нефти, где у нас существуют проблемы с ресурсной базой, с газом у России сложностей нет. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что его компания способна добывать 600 млрд кубов газа в год», - констатирует Перов.

В энергетической доктрине РФ записано, что приоритетом развития российского нефтегазового комплекса является диверсификация поставок сырья за рубеж, поэтому реализация «Силы Сибири-2» полностью соответствует данным задачам.

«В качестве перспективных направлений называются Китай и страны АТР, поэтому такие планы есть, и они являются для России приоритетом в развитии национального углеводородного экспорта», - заключает Перов.

Россия добывает меньше 600 млрд кубов газа в год, причем если брать заявления Миллера, то он имел в виду не перспективные месторождения, а те, которые в настоящее время промышленно эксплуатируются.

«Поэтому России нужны минимальные инвестиции, чтобы пустить дополнительные объемы газа в промышленный оборот. Таким образом, никаких проблем с ресурсной базой у России по «Силе Сибири-2» нет», - резюмирует Перов.

В ближайшие годы цены на газ вырастут

Единственной проблемой являются серьезные финансовые инвестиции в данный проект, а цены на газ в последние годы снижались из-за переизбытка предложения на мировом рынке. В отличие от нефти, коронавирус по газу послужил только одним из факторов снижения цен. Котировки находились на минимумах уже в самом начале текущего 2020 года.

Россия потратит большие деньги на реализацию «Силы Сибири-2», но если брать современные цены, то на полную окупаемость проекта уйдет продолжительное время, и это в перспективе может превратиться в проблему для данного проекта.

«По цене прогнозировать что-то сложно. Рынок углеводородов лихорадит в плане цен с 2008 года, но существует надежда на то, что после 2008-2009 годов многие инвестиционные газовые проекты были заморожены, остались только те, в которые были вложены большие деньги. Только они продолжали вступать в строй», - констатирует Перов.

В результате после 2020 года должна возникнуть проблема нехватки газа, которую сегодня смазал фактор «коронакризиса». Поэтому у российского газа отличные перспективы на мировом рынке, и он точно найдет своего покупателя.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 25.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики