Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеродный налог сделает европейскую энергетику убыточной

Углеродный налог сделает европейскую энергетику убыточной

Евросоюз пытается заставить поставщиков углеродов заплатить за «энергетический переход», считает заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Углеродный налог является экономической аномалией

Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва должна разработать меры внутреннего и внешнего реагирования на случай введения углеродного налога ЕС.

Однако, Дмитрий Анатольевич заявил о готовности РФ к переговорам с партнерами по этому вопросу на разных площадках.

В Брюсселе планируют ввести налог на импортируемые товары с большим углеродным следом. Параметры этого фискального инструмента пока не ясны, но для России – это важнейший вопрос, поскольку мы экспортируем в страны ЕС нефть, газ и уголь.

Европа остается крупнейшим регионом российского углеродного экспорта, на которую приходится 46% российских углеродных поставок. Если взять данные ФТС, то Россия экспортировала в страны Евросоюза такой продукции на 189 млрд долларов.

Возможные убытки пока непонятны, но, по расчетам KPMG, они могут составить от 6 до 50 млрд долларов. Это чрезвычайные потери, поэтому данный вопрос взял под свой личный контроль такой влиятельный российский чиновник как Медведев.

«Размеры убытков можно обсуждать только в том случае, если существует представление и точные данные о том, какой это будет налог и как он будет применяться на практике. Углеродный налог вообще может быть признан незаконным, поскольку он ограничивает свободу торговли. Этот законопроект ЕС является протекционистской мерой, противоречащей нормам ВТО», - констатирует Гривач.

В случае, если углеродный налог будет введен в виде жесткого фискального инструмента, то это вызовет колоссальный скандал. Россия не является единственным поставщиком углеродов на европейский рынок. Еще есть США, Катар, Алжир и Норвегия.

Поэтому либо европейцы сделают собственный энергетический рынок аномально дорогим, а местами и энергодефицитным, либо им придется выводить каких-то поставщиков из-под действия этого закона. Если таким поставщиком станут американцы с их СПГ, то это обернется кризисом европейского объединения. Поэтому в данной истории не все однозначно.

ЕС пытается переложить свои убытки на других

«Могут быть и другие формы углеродного налога, связанные с торговлей квотами на выброс, которые давно существуют в Евросоюзе, но пока нельзя говорить о конкретных параметрах данного проекта», - резюмирует Гривач.

На текущий момент обсуждение углеродного налога находится на уровне слухов и спекуляций, хотя очевидны негативные тенденции.

«Попытки Евросоюза переложить часть своих расходов по так называемому энергетическому переходу на других игроков рынка – очевидны. Европа в таком виде определенно не является конкурентоспособной», - заключает Гривач.

Под «энергетическим переходом» понимается программа альтернативной энергетики. Это ветряки, солнечные батареи и другие системы, которые делают электроэнергию слишком дорогой. Уже сегодня в Евросоюзе имеется негативный пример Дании.

Если взять интересы России, то у нас есть опыт с Третьим энергопакетом и Газовой директивой ЕС, которые ограничивают работу «Северного потока-1» и «Северного потока-2», делая их эксплуатацию менее рентабельной.

Практика показала, что эти европейские нормативные акты работают исключительно в отношении России и ее энергетических проектов.

Углеродный налог приведет к спорам в ЕС

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что углеродный налог будет действовать в отношении всех поставщиков энергоресурсов.

«Необходимо различать генеалогию углеродного налога ЕС и Третьего энергопакета. Основная цель Третьего энергопакета заключается в обеспечении равных конкурентных возможностей на европейском рынке энергоносителей. Это осуществляется путем выделения из одних рук оптовых поставок, т.е. газораспределительной системы, и розничной продажи», - констатирует Камкин.

Компания «Газпром» хотела быть монополистом по всему спектру газовой деятельности в ЕС, стремясь выполнить все работы – от точки «А» до точки «Б». Евросоюз сделал ставку на создание конкурентных условий для различных поставщиков газа.

«Политика Евросоюза заключается в разделении компаний на поставщиков газа, на компаний-дистрибьютеров для промышленных компаний и домовладений. Еще тут заложен курс на диверсификацию поставок на европейский рынок», - резюмирует Камкин.

Что касается углеродного налога, то по этому вопросу, как считает эксперт, осуществляется давление зеленого лобби. Оно сильно в Евросоюзе – это можно увидеть по Германии, которая взяла курс на отказ от угольной и атомной генераций.

Данный процесс, во-первых, приведет к ставке Берлина на газ, которую как раз может ограничить углеродный налог, а во-вторых, к очень большим вложениям в альтернативную энергетику, которая нерентабельна по сравнению с углеродами.

Европейские надежды на ветряки и солнечные батареи провалились. Стоимость такой энергии будет неприемлемо большой, и мало, кто в ЕС захочет добровольно пойти на эти расходы, поэтому и появилась идея переложить ответственность на поставщиков.

«Мы видим на примере Калифорнии, что попытки полного отказа от традиционных источников энергии оборачиваются веерными отключениями электричества, причем то же самое может случиться в Евросоюзе», - заключает Камкин.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики