Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И дело не в "российской трубе". Почему Прибалтика так и не перешла на СПГ

И дело не в "российской трубе". Почему Прибалтика так и не перешла на СПГ

На клайпедскую станцию СПГ прибыло несколько партий сырья – из Скандинавии и из России, но их объем слишком мал, чтобы говорить о серьезной смене приоритетов в энергетической политике балтийских стран.

Пандемия коронавируса объективно перекраивает мировой рынок нефти и газа. Цены на энергоносители лихорадит, часть стран пытается контролировать добычу углеводородов, а другие игнорируют эти правила. Растет цена на фрахт танкеров, во многих государствах, экспортирующих газ, консервируются месторождения. Однако для потребителей "голубого топлива" это не только "времена хаоса". При умелом подходе ситуацией можно воспользоваться, чтобы неплохо сэкономить на покупке газа.

Так, к примеру, делает Китай, таможенная служба которого показывает, что страна в июне 2020 года закупила 5,03 млн тонн сжиженного газа, что на 4% больше прошлогоднего показателя. При этом в годовом соотношении импорт трубопроводного газа в КНР снизился на целых 23%.

Выходит, китайское правительство делает выбор в пользу СПГ, цены на который сейчас очень выгодны. Пользуются ли случаем страны Балтии? Следует напомнить, что инфраструктура для приема и конвертации сжиженного газа у них есть.

Сжиженный газ есть, а как насчет покупателя?

Как сообщает The Baltic Course, в августе на литовскую газораспределительную станцию в Клайпеде прибыло судно с партией СПГ для польской нефтегазовой компании PGNiG, которая еще весной стала основным клиентом Klaipedos nafta.

Судя по данным порталов marinetraffic.com и myshiptracking.com, корабль Coralius прибыл из шведского порта Мальме, куда он попал из Норвегии. В Klaipedos nafta сообщили, что судно доставило около 3,2 тыс. тонн кубометров СПГ. При этом председатель правления PGNiG Ежи Квециньский уверяет, что "менее чем за пять месяцев будет принято еще два груза СПГ – около 1,8 тыс. тонн СПГ".

Напомним, польская компания в апреле 2020 года стала главным клиентом газораспределительной станции в Клайпеде. Но не стоит думать, что литовский объект по приему и конвертации сжиженного газа работает только на Польшу. Недавно в Клайпеду прибыл небольшой груз с СПГ от российской компании "Новатэк".

Впрочем, "небольшим" его считать трудно, если сравнивать с недавней поставкой для польской компании, поскольку объем углеводородов из РФ составил 10 тыс. куб СПГ. Конечный получатель этой партии не сообщается. Известно лишь, что, по данным marinetraffic.com, судно Coral Favia пришло из российского Высоцка, где расположен СПГ-терминал "Новатэк".

Вполне допустимо, что эта партия "разойдется" по странам Балтии, которые, к слову, уже не впервые закупают сжиженный газ у российской компании, разумеется, стараясь это особо не афишировать в СМИ. Возможно, подобные партии станут в будущем еще более частым явлением, причем для таких закупок вовсе необязательно будет использоваться литовский СПГ-терминал Independence.

Еще летом этого года начались разговоры о постройке плавучей регазификационной платформы в Латвии. Компания LNG-Skulte выступила с инициативой построить в Рижском заливе такую установку, чтобы потом соединить ее газопроводом с Инчкуланским подземным газохранилищем. Не стоит забывать и про СПГ-бункеровщик с вместимостью 6 тыс. кубометров, который строится на китайской верфи Damen Shipyard Yichang для эстонской энергетической компании Eesti Gaas.

Однако все это не значит, что Латвия, Литва и Эстония уже сегодня трансформируют свою энергетическую политику закупок под приобретение сжиженного газа, игнорируя трубопроводный.

Как отметила для Baltnews заместитель руководителя информационно-аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова, закупки СПГ увеличила только Литва (на 76% в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Однако Латвия и Эстония в первом полугодии 2020 года предпочли увеличить закупки трубопроводного газа у "Газпрома", хотя ненамного, всего на 10% к аналогичному периоду 2019 года.

"Несмотря на то, что страны Балтии за последние три года существенно снизили закупки углеводородов у российского газового холдинга, от трубопроводного "голубого топлива" не отказался никто.

Также отметим, что Литва существенно увеличила закупки СПГ, потому что эти закупки производит государственная компания, которой по политическим причинам запрещено осуществлять закупки трубопроводного газа у "Газпрома".

Однако в Литве никто не запрещает коммерческим потребителям покупать СПГ у "Новатэка", хотя это тоже российский газ. В строительстве дополнительных СПГ-терминалов ради сиюминутной выгоды нет смысла, тем более что это дорогостоящая инфраструктура. Лучше использовать уже существующие мощности", – считает Наталья Мильчакова.

СПГ при коронакризисе – это панацея не для всех

Другой специалист – аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков – считает, что увеличение закупок СПГ для стран Балтии нельзя считать гарантированным способом экономии на энергоносителях.

"Если есть море, то с технической точки зрения, как правило, постройка СПГ-терминалов – это не проблема. В Прибалтике с этим все хорошо. Это не Украина, которая может и хотела бы получить в свое распоряжение плавучие регазификационные платформы, но Турция по экологическим соображениям не хочет пропускать через свой пролив огромные танкеры, делая подобные проекты бесполезными даже на этапе планирования.

Конечно, если балтийские страны уверены, что их СПГ-терминалы окупятся, их можно строить, модернизировать, при этом постоянно наращивая закупки сжиженного газа. Но тогда они должны сравнивать такие контракты с ценами "Газпрома" и отдавать себе отчет в том, что ситуация, когда покупка СПГ – это выгодно из-за кризиса, не будет вечной", – объясняет аналитик.

Игорь Юшков также напомнил, что в инфополе Прибалтики витает миф – если страна строит СПГ-терминал, то "Газпром" якобы тут же дает скидку на свои углеводороды. Чаще всего это слышно со стороны литовского правительства.

Но дело в том, что причина несколько иная. У "Газпрома" и Литвы был конфликт по поводу Третьего энергопакета, принятого ЕС. Когда закон вступил в силу, российский холдинг должен был выйти из газотранспортной системы балтийской страны, как только это произошло, компания дала скидку на газ. Но Литва "привязала" это событие не к разрешению спора, а к запуску своего СПГ-терминала.

"В реальности же у "Газпрома" сейчас чуть ли не 70% контрактов по формуле ценообразования имеет привязку к спотовому рынку и европейским газовым хабам.

То есть Прибалтике, если она хочет лучшую цену, исходя из ситуации на европейском рынке, вполне логично покупать именно углеводороды российского холдинга, а не СПГ.

Кстати, после того как в Литве начал работать терминал по приему и конвертации сжиженного газа, цены на энергию в самой стране стали выше.

Но балтийские страны, по всей видимости, это не останавливает. Их подталкивает призыв Брюсселя, требующий от каждой страны ЕС иметь как минимум три источника для импорта "голубого топлива".

Маловероятно, что производственная мощность балтийских СПГ-терминалов (как уже действующий, так и те, что построят) будет использована на 100%. К примеру, за все время существования литовской и польской платформ не прошло ни одного года, когда они были загружены хотя бы более чем на 80% от своей максимальной мощности", – рассказывает эксперт.

В итоге можно заключить, что страны Балтии отчасти имеют технические возможности, чтобы воспользоваться "хаосом коронакризиса" и подобно Китаю наращивать закупки СПГ. Но они все же этого не сделали. Виной всему, вероятно, даже не боязнь закупать огромные партии у "Новатэка", что не очень хорошо "синхронизируется" с антироссийской повесткой Латвии, Эстонии и Литвы. Прибалтика слишком боится, причем вполне обоснованно, делать все ставки на СПГ.

Это Китай может себе позволить эксплуатацию более 20 регазификационных СПГ-терминалов общей пропускной мощностью 80 млн т/год СПГ и строить гигантов вроде Longkou в провинции Шаньдун, который в одиночку способен обрабатывать 20 млн тонн СПГ.

В КНР есть колоссальные объемы производства в самых разных отраслях, которые всегда требуют много энергии. За счет этого страна может себе позволить жонглирование трубопроводами и поставками СПГ в зависимости от ситуации в мировой экономике.

А вот в странах Балтии нет такого же объема производства. Литва, Латвия и Эстония не обладают настолько же крупными хранилищами для газа, как в КНР, и колоссальным спросом на энергоносители.

Именно поэтому, каким бы нестандартным сейчас ни был рынок газа из-за ситуации с пандемией, Прибалтика попросту не может себе позволить переход на СПГ, позабыв о трубе "с Востока".

Конечно, это не значит, что литовский регазификационный терминал перестанет работать, а Эстония с Латвией откажутся от проектов постройки собственных СПГ-платформ. Возможно, они даже все в итоге будут запущены. Но выгоду от них может получить разве что Западная Европа, которая в будущем захочет использовать объекты для перевалки газа на свои газовые хабы для стимулирования конкуренции на спотовых рынках.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews.lt, 30.08.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики