Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иран загоняют в узкий газовый коридор

Иран загоняют в узкий газовый коридор

Иран тянет новые газопроводы на северо-запад страны и готов наращивать экспорт газа. Тем временем Турция не выполняет и нынешних обязательств, а после вероятного запуска черноморского месторождения вообще может отказаться от серьезных закупок топлива из Ирана, если Тегеран не пойдет на серьезные уступки. США при этом давят на Ирак, который обещает к 2025 году перейти на топливо собственной добычи.

Национальная иранская газовая компания (NIGC) запустила два участка Трансиранского газопровода общей протяженность 1,85 тыс. километров. Магистраль идет от месторождения Южный Парс в Персидском заливе до северо-западной границы страны. «Строительство шестого и девятого газопроводов стабилизирует поставки газа в самые холодные провинции Ирана, добавит экспортных преимуществ и будет играть важную роль в энергообмене со странами региона», — заявил управляющий директор NIGC Хассан Монтазер Торбати, передает компания. Он добавил, что мощности увеличили на 110 млн кубометров в сутки. 

Ранее директор по координации и контролю за добычей Национальной иранской газовой компании Масуд Зардоян сообщил, что ежесуточная добыча газа превысила 1 млрд кубометров в сутки.

Сейчас основными импортерами иранского газа выступают Ирак и Турция. При этом последняя не только не сохраняет импорт топлива из соседней страны, а снижает его. В начале марта курды взорвали газопровод на газораспределительной станции на границе. Однако Турция, не спеша, починила его лишь в июне, получив возможность не выполнять контрактные обязательства. В результате иранские поставки в страну сократились в первом полугодии на 46% и составили 2 млрд кубометров.

Как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, иранский газ традиционно самый дорогой для Турции. В «Молдовагаз» заявляли, что в третьем квартале он обходится Анкаре в $ 191 за тысячу кубометров, российский — в $ 188, а азербайджанский — $ 180.

После того, как в Турции объявили об открытии месторождения в Черном море с запасами в 320 млрд кубометров, местные СМИ предположили, что Анкара может вообще отказаться от иранских поставок, если Тегеран не пойдет на значительные уступки.

В этом году цены на газ упали до рекордных минимумов и самая высокая цена топлива приходится на долгосрочные контракты по трубопроводным поставкам. На что Турция уже отреагировала, снизив самый дорогой импорт — из Ирана и России. При этом закупки СПГ выросли почти на 45% - до 10 млрд кубометров.

Как пишет турецкая Daily Sabah, российско-турецкие контракты начнут завершаться с 2021 года и вероятным следствием открытия черноморского месторождения, если его обустройство начнется, могут быть менее долгосрочные контракты с меньшими объемами поставок по более низким ценам. С Ираном контракт заканчивается в 2026 году и у Тегерана есть шансы, что его продлевать Анкара не будет.

«Энергетическая дипломатия в Иране нуждается в пересмотре. Если Иран не сможет достичь соглашения с Анкарой и продлить контракт, он потеряет турецкий рынок. США и так недовольны, что Турция импортирует энергоресурсы из Ирана и пытается увеличить свою долю на местном рынке», — пишет Daily Sabah. 

Сегодня у Ирана из крупных клиентов есть еще Ирак. Именно за счет него в прошлом иранском году (заканчивается 19 марта) Национальная иранская газовая компания (NIGC) нарастила экспорт газа на 26%. В то же время американские санкции могут оставить Иран и без Ирака, сделав Турцию жизненноважным партнером. Вашингтон давит на Багдад, чтобы он сам себя обеспечивал электроэнергией и газом, сокращая сроки исключения из санкций. В результате министр нефти страны Ихсан Абдул-Джабар заявил al-Iraqia TV на прошлой неделе, что к 2025 году Ирак прекратит импорт газа и 80% проектов по добыче топлива уже находятся в работе.

Такая ситуация заставит Тегеран быть более уступчивым с другими клиентами. Что косвенно подтверждают и в самом Тегеране. Управляющий директор NIGC Хассан Монтазер Торбати заявил агентству ILNA, что долгосрочные контракты на поставку газа пересмотрят и в будущем Тегеран предложит новый механизм определения цены. Правда, в детали вдаваться не стал.

Сегодня у Ирана немало планов по поставкам газа в Пакистан и Китай. Однако для этого нет инфраструктуры и проекты газопроводов и терминалов СПГ из-за санкций зависли в воздухе. Поэтому Турция остается для Ирана стратегическим, но уже достаточно узким газовым коридором во внешний мир.

Источник: EADaily, 31.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики