Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири-2» сделает российский газ доминирующим в Китае

«Сила Сибири-2» сделает российский газ доминирующим в Китае

Россия мотивирует Китай к строительству «Силы Сибири-2», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Россия делает ставку на «Силу Сибири-2»

«Газпром» начал проектирование «Силы Сибири-2» – второго российского газопровода из России в Китай.

Данный проект должен пройти по так называемому монгольскому маршруту и получить в качестве сырьевой базы те же месторождения, которые в настоящее время питают отечественный газовый экспорт в государства Евросоюза.

Поэтому для РФ – это не только расширение маршрута поставок, но и возможность диверсифицировать зависимость от европейского рынка, где в последние годы стремительно ухудшается конъюнктура в двустороннем газовом сотрудничестве.

Точные характеристики газопровода пока не определены, но разговор идет о десятках миллиардов кубов газа в год. Многое зависит от запросов китайской стороны, поскольку в Пекине не хотят делать однозначную ставку на импорт сырья из России.

«Газпром» начал проектировать «Силу Сибири-2». Этим он демонстрирует, что в России началась разработка технической документации по этому проекту, чтобы мотивировать Китай для подписания магистрального контракта», - констатирует Юшков.

Пока Москва и Пекин не подписали такого соглашения, хотя дискуссия по «западному маршруту» идет давно. Именно он был предложен китайской стороне в нулевые годы, но в итоге был выбран другой вариант, который стал затем «Силой Сибири-1».

«Изначально этот проект прорабатывался через западную российско-китайскую границу, но сегодня разговор идет о транзите через Монголию. «Газпром» даже подписал меморандум с монгольской стороной о создании совместного предприятия для осуществления строительства «Силы Сибири-2», - резюмирует Юшков.

Несколько лет назад данный газопровод назывался «Алтай» и предполагал стык с китайской территорией в Алтайском крае, но там гористая местность, из-за чего могли возникнуть проблемы как со строительством, так и со стоимостью газопровода.

Еще проект «Силы Сибири-2» позволяет помочь монгольским партнерам и сблизить экономики наших государств.

России и Китаю предстоит трудный разговор

«Все это показывает, что «Газпром» нацелен на то, чтобы вывести на китайский рынок западносибирские месторождения газа. Плюс этого варианта заключается в том, что данные месторождения давно готовы», - заключает Юшков.

В рамках первой «Силы Сибири» нужно было разработать Чаяндинское и Ковыктинское месторождения. На первом из них добыча началась в 2019 году, прямо перед запуском газопровода, а второе вступит в строй только в 2023 году.

Газовые месторождения, откуда сырье должно пойти в Китай по «Силе Сибири-2», давно работают и поставляют газ в Евросоюз. Тут никаких проблем нет, поэтому Россия сможет поставлять столько газа, сколько затребуют китайские покупатели.

«Газпром» заявляет о том, что на западносибирских месторождениях российская компания может добывать еще 150 млрд кубов газа помимо того, что он сегодня производит, поэтому проблем с ресурсной базой не будет», - констатирует Юшков.

Проблемой являются сложные переговоры с Китаем, но пока нет гарантий, что документы по «Силе Сибири-2» будут подписаны.

«Предыдущий контракт по «Силе Сибири-1» обсуждали более 10 лет, поэтому непонятно, когда мы с Китаем сможем подписать новое соглашение. По крайней мере, в 2020 году этого точно не случится», - резюмирует Юшков.

У Китая сильная переговорная позиция – газ на мировом рынке сегодня стоит дешево, поэтому «Газпром» не собирается соглашаться на те цены, которые в настоящее время стоят на мировом рынке. Скорее всего, российская сторона подождет какое-то время, пока цены не пойдут вверх и не дойдут до приемлемых показателей в районе 150-200 долларов за тысячу кубов.

В рамках данного контракта с Китаем должно быть обговорено не только строительство газопровода, но и цены на сырье.

«Фактором, который может сыграть в сторону России, является ухудшение китайско-американских отношений. Из-за этого для Китая все большее значение будет предпринимать надежность поставок газа. В южном направлении по СПГ Китай уязвим, а поставки из России в политическом плане безопасны для китайцев», - заключает Юшков.

Для России от этого проекта одни выгоды – ресурсная база позволяет нашей стране одновременно вести поставки как в Евросоюз, так в Китай и на внутренний рынок, поэтому Москва продолжит лоббировать данный проект.

Перед нами «последний из могикан»

«Сила Сибири-2» должна стать последним российским стратегическим экспортным газопроводом. В отдаленном будущем, возможно, появятся какие-то новые варианты, но данный проект надолго закроет вопросы трубопроводного экспорта газа.

На третий газопровод Китай не решится, а что касается Евросоюза, то в европейском направлении экспорт российского газа уже достиг пика. Дальше он будет сдерживаться как закупками из других стран, так и так называемой альтернативной энергетикой.

«Из крупных проектов он действительно последний. Восточная Сибирь подключена к китайскому рынку через «Силу Сибири-1», на Дальнем Востоке можно построить газопровод в Корею и Китай, но там существуют технические проблемы. В Евросоюзе вряд ли будут построены новые возможности, поэтому этот проект станет для России рубежным», - констатирует Юшков.

Существуют разговоры про газопровод в Индию, но непонятно, как его можно будет выполнить технически. Дальше «Газпром» будет делать ставку на строительство СПГ-завода в Луге и, возможно, на полуострове Ямал.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики