Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири-2» сделает российский газ доминирующим в Китае

«Сила Сибири-2» сделает российский газ доминирующим в Китае

Россия мотивирует Китай к строительству «Силы Сибири-2», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Россия делает ставку на «Силу Сибири-2»

«Газпром» начал проектирование «Силы Сибири-2» – второго российского газопровода из России в Китай.

Данный проект должен пройти по так называемому монгольскому маршруту и получить в качестве сырьевой базы те же месторождения, которые в настоящее время питают отечественный газовый экспорт в государства Евросоюза.

Поэтому для РФ – это не только расширение маршрута поставок, но и возможность диверсифицировать зависимость от европейского рынка, где в последние годы стремительно ухудшается конъюнктура в двустороннем газовом сотрудничестве.

Точные характеристики газопровода пока не определены, но разговор идет о десятках миллиардов кубов газа в год. Многое зависит от запросов китайской стороны, поскольку в Пекине не хотят делать однозначную ставку на импорт сырья из России.

«Газпром» начал проектировать «Силу Сибири-2». Этим он демонстрирует, что в России началась разработка технической документации по этому проекту, чтобы мотивировать Китай для подписания магистрального контракта», - констатирует Юшков.

Пока Москва и Пекин не подписали такого соглашения, хотя дискуссия по «западному маршруту» идет давно. Именно он был предложен китайской стороне в нулевые годы, но в итоге был выбран другой вариант, который стал затем «Силой Сибири-1».

«Изначально этот проект прорабатывался через западную российско-китайскую границу, но сегодня разговор идет о транзите через Монголию. «Газпром» даже подписал меморандум с монгольской стороной о создании совместного предприятия для осуществления строительства «Силы Сибири-2», - резюмирует Юшков.

Несколько лет назад данный газопровод назывался «Алтай» и предполагал стык с китайской территорией в Алтайском крае, но там гористая местность, из-за чего могли возникнуть проблемы как со строительством, так и со стоимостью газопровода.

Еще проект «Силы Сибири-2» позволяет помочь монгольским партнерам и сблизить экономики наших государств.

России и Китаю предстоит трудный разговор

«Все это показывает, что «Газпром» нацелен на то, чтобы вывести на китайский рынок западносибирские месторождения газа. Плюс этого варианта заключается в том, что данные месторождения давно готовы», - заключает Юшков.

В рамках первой «Силы Сибири» нужно было разработать Чаяндинское и Ковыктинское месторождения. На первом из них добыча началась в 2019 году, прямо перед запуском газопровода, а второе вступит в строй только в 2023 году.

Газовые месторождения, откуда сырье должно пойти в Китай по «Силе Сибири-2», давно работают и поставляют газ в Евросоюз. Тут никаких проблем нет, поэтому Россия сможет поставлять столько газа, сколько затребуют китайские покупатели.

«Газпром» заявляет о том, что на западносибирских месторождениях российская компания может добывать еще 150 млрд кубов газа помимо того, что он сегодня производит, поэтому проблем с ресурсной базой не будет», - констатирует Юшков.

Проблемой являются сложные переговоры с Китаем, но пока нет гарантий, что документы по «Силе Сибири-2» будут подписаны.

«Предыдущий контракт по «Силе Сибири-1» обсуждали более 10 лет, поэтому непонятно, когда мы с Китаем сможем подписать новое соглашение. По крайней мере, в 2020 году этого точно не случится», - резюмирует Юшков.

У Китая сильная переговорная позиция – газ на мировом рынке сегодня стоит дешево, поэтому «Газпром» не собирается соглашаться на те цены, которые в настоящее время стоят на мировом рынке. Скорее всего, российская сторона подождет какое-то время, пока цены не пойдут вверх и не дойдут до приемлемых показателей в районе 150-200 долларов за тысячу кубов.

В рамках данного контракта с Китаем должно быть обговорено не только строительство газопровода, но и цены на сырье.

«Фактором, который может сыграть в сторону России, является ухудшение китайско-американских отношений. Из-за этого для Китая все большее значение будет предпринимать надежность поставок газа. В южном направлении по СПГ Китай уязвим, а поставки из России в политическом плане безопасны для китайцев», - заключает Юшков.

Для России от этого проекта одни выгоды – ресурсная база позволяет нашей стране одновременно вести поставки как в Евросоюз, так в Китай и на внутренний рынок, поэтому Москва продолжит лоббировать данный проект.

Перед нами «последний из могикан»

«Сила Сибири-2» должна стать последним российским стратегическим экспортным газопроводом. В отдаленном будущем, возможно, появятся какие-то новые варианты, но данный проект надолго закроет вопросы трубопроводного экспорта газа.

На третий газопровод Китай не решится, а что касается Евросоюза, то в европейском направлении экспорт российского газа уже достиг пика. Дальше он будет сдерживаться как закупками из других стран, так и так называемой альтернативной энергетикой.

«Из крупных проектов он действительно последний. Восточная Сибирь подключена к китайскому рынку через «Силу Сибири-1», на Дальнем Востоке можно построить газопровод в Корею и Китай, но там существуют технические проблемы. В Евросоюзе вряд ли будут построены новые возможности, поэтому этот проект станет для России рубежным», - констатирует Юшков.

Существуют разговоры про газопровод в Индию, но непонятно, как его можно будет выполнить технически. Дальше «Газпром» будет делать ставку на строительство СПГ-завода в Луге и, возможно, на полуострове Ямал.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики