Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономисты спрогнозировали, когда ждать евро по 100 рублей

Экономисты спрогнозировали, когда ждать евро по 100 рублей

Снижение стоимости рубля вызвано как падением цен на нефть, так и конъюнктурными и политическими причинами, не имеющими прямого отношения к экономике. Об этом «ПолитРоссии» рассказал экономист Дмитрий Сорокин.

Конъюнктурное падение

В минувший понедельник, 7 сентября, российский рубль достиг наименьшего за последние четыре года значения. Так, по состоянию на 13:00 прошлого дня, курс евро в моменте достиг 90,1 рубля, в то время как курс доллара поднялся выше 76 рублей. Таким образом, впервые с февраля 2016 года стоимость европейской валюты превысила отметку в 90 рублей. По состоянию на утро 8 сентября, российская валюта несколько укрепилась – евро торгуется по цене 89,72 рубля, стоимость доллара оценивается в 75,89 рубля – однако такие показатели все равно не внушают оптимизма.

Стоит отметить, что цены понедельника стали своеобразной кульминацией падения рубля, продолжавшегося на протяжении всей первой недели сентября – в общей сложности российская валюта опустилась на полтора-два рубля к доллару и евро. И, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» научный руководитель Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Сорокин, это падение было абсолютно закономерным.

Дело в том, что еще в марте из-за пандемии коронавируса тот же самый курс евро опустился до почти трехлетнего минимума. Сейчас же, когда европейская экономика находится в стадии пробуждения, ее валюта пытается отыграть утраченные позиции. То же самое происходит и с долларом, и оба этих процесса в совокупности ударили по позициям рубля. Помимо этого, уверен эксперт, серьезную роль в падении российской валюты играют процессы, не связанные с экономикой.

 

«Я склонен считать падение рубля конъюнктурным явлением, вызванным действительно конъюнктурными причинами – так уж сошлись минимум три неэкономических фактора. Это известная ситуация с Белоруссией, это известная ситуация с господином Навальным, и это неопределенность с выборами в Соединенных Штатах Америки. Здесь играет роль не экономика, здесь куда больше политики, чем каких-то экономических проблем. Поэтому паниковать сейчас я бы не стал и не побежал в спешке менять рубли на доллары или евро – надо сохранять спокойствие и не паниковать, поскольку игра эта совершенно нормальная», – уверен экономист.

 

Об этом же говорит и доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов. По его словам, текущее падение рубля во многом является спекулятивным процессом. При этом в интервью нашему изданию экономист отметил, что к числу политических факторов недавно добавилась и четвертая причина – тоже конъюнктурная, но уже более приближенная к реальной экономике.

 

«На краткосрочные колебания курса влияют всякого рода геополитические новости, разговоры о новых санкциях и прочие вещи. Но в фундаментальном плане в первую очередь влияет нефть. Те же скидки, которые Саудовская Аравия пытается предоставлять своим клиентам, и так далее – все это, конечно, влияет», – объясняет Колганов.

 

По его словам, нефть является главным российским экспортным товаром России. Поэтому наивно было бы ожидать, что падение цен не отразится на позициях рубля.

Во всем виновата нефть

Действительно, последнее падение рубля оказалось синхронизировано с ослаблением цен на нефть. Так, стоимость ноябрьских фьючерсов нефти марки Brent снизилась до 41,94 доллара за баррель (падение на 1,69 %), а сорта WTI – до 39,04 доллара за баррель (уход в минус на 1,84 %). По словам экспертов, связь здесь практически прямая – столь ресурсозависимая экономика, как российская, просто не может не регулировать на перемены на рынке черного золота. Тем более что изменения оказались действительно серьезными – перед производителями нефти вновь замаячила критическая отметка в 40 долларов за баррель.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, фактически сейчас происходит повторение ситуации, произошедшей в марте текущего года: цены на нефть были вновь искусственно снижены, и сделала это снова Саудовская Аравия.

 

«Падение цен на нефть – это в первую очередь реакция на действия Саудовской Аравии. Они понизили свои отпускные цены для Азии и США, и мировой рынок вполне закономерно отреагировал на это. Сами саудиты заявляют, что таким образом хотят простимулировать восстановление спроса. Соответственно, чем ниже цены и дешевле нефть, тем охотнее ее будут покупать», – объясняет эксперт.

 

Стоит напомнить, что в марте 2020 года, когда страны-участницы ОПЕК+ не смогли договориться об ограничении добычи черного золота, Saudi Aramco обещала покупателям баррель по 6-8 долларов. При этом в Европу Эр-Рияд собирался нарастить экспорт углеводородов в три раза. В итоге эта тактика себя не оправдала и даже привела к последствиям, которые ранее казались неосуществимыми. Например, весь мир узнал, что цена нефти может быть отрицательной – 20 апреля стоимость ближайшего фьючерса на нефть марки WTI упала на рекордные для себя 315,87 %, составив минус 40,32 доллара за баррель.

Сейчас же Saudi Aramco делает скидку в 1,4 доллара за баррель марки Arab Light для азиатских покупателей. Эр-Рияд делает это исключительно ради собственной выгоды, рассчитывая, что стоимость нефти вновь вырастет уже в течение ближайших месяцев. По словам Юшкова, этот план выглядит логичным и, поскольку он предполагает продолжительный рост цен, на данный момент его не стоит расценивать в качестве катастрофы.

 

«Изначально у Саудовской Аравии была другая стратегия. Они начали сокращать объемы добычи, чтобы довольно быстро выйти на предковидные показатели потребления. И это должно было привести к повышению цены. Цены, как мы знаем, действительно выросли. Но сейчас саудиты видят, что время идет, а стоимость нефти застряла на отметке в 45 долларов за баррель. Но им нужно больше, потому что у них бюджет верстается из показателей выше 80 долларов за баррель. Саудиты уже провели ряд реформ, сократили свою добычу, но 45 долларов им все равно мало, поэтому сейчас пытаются придать какой-то импульс рынку, чтобы он восстановился. Если все получится, то цены вырастут, после чего можно будет начать увеличение объемов добычи. Поэтому сейчас мы видим какой-то тактический маневр», – считает Игорь Юшков.

 

Помимо этого, уверен аналитик, на позициях нефти сказывается и ожидание всего мира второй волны коронавируса – общая нервозность добавляет серьезную долю негатива, и цены в итоге падают. Участники рынка понимают, что если вернутся карантинные меры, нефть в больших объемах просто не понадобится. Так уже было минувшим летом, поэтому предсказать, что произойдет в случае второй волны, не так уж и сложно.

Катастрофа исключена

Впрочем, даже если цены на нефть действительно совершат скачок до конца текущего года, на текущее состояние рубля это никак не повлияет. Тем более что уже сейчас начинают раздаваться отнюдь не оптимистические для нашей валюты прогнозы. Так, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников уже посоветовал россиянам быть морально готовыми к евро по 100 рублей, если не выше. По его словам, максимальную планку европейская валюта может взять еще до конца 2020 года, а следующий год «принесет новые радости». Парламентарий отметил, что укрепление евро к рублю неминуемо приведет к подорожанию продуктов, поскольку на полках наших магазинов до сих пор велик процент импортной продукции.

Однако опрошенные нашим изданием экономисты не разделяют таких опасений. По словам Дмитрия Сорокина, курс рубля по отношению к твердым валютам является спекулятивным, и главным игроком, способным поменять расклад сил, являются не нефтедобывающие компании Саудовской Аравии, и не игроки на Нью-Йоркской бирже, а Банк России.

 

«Не забывайте о том, что те золотовалютные резервы, которыми располагает Центробанк, делают его основным игроком на валютном рынке. И этих резервов – а их около 600 миллиардов долларов – вполне достаточно, чтобы при необходимости за несколько часов как опустить доллар, так и поднять. Мы не можем знать, какие факторы влияют на политику ЦБ – он уже учитывает множество нюансов, которые для широкой публики просто не видны. Но мы же понимаем, что ослабление рубля неизбежно вызывает соответствующие тенденции, связанные с ростом цен на нашем внутреннем рынке. И кому нужно сейчас какое-то усиление социальной напряженности? Это тоже политический фактор», – считает экономист.

 

Конечно, нельзя забывать о представителях российского бизнеса, сильно ориентированного на экспорт. По словам Дмитрия Сорокина, прямо сейчас они горят желанием опустить рубль еще сильнее и делают для этого все возможное. Однако, подчеркивает экономист, сейчас именно та ситуация, когда социальные факторы сказываются на экономике сильнее всего остального.

Не разделяет пессимистичных прогнозов и Андрей Колганов. Экономист МГУ не верит в евро по 100 рублей, хотя и не исключает, что дальнейшие крупные падения российской валюты еще возможны. Тем не менее все это сразу же прекратится, как только цены на нефть вновь начнут расти.

 

«Я не думаю, что евро вырастет до 100 рублей. Но возможное ухудшение положения нашей валюты, конечно же, существует. Несмотря на то, что спрос на нефть постепенно восстанавливается, ее производство пока еще превосходит существующие объемы спроса. Поэтому колебания цен на нефть не исключены, в том числе и вниз. А это может повлечь за собой и ухудшение обменного курса рубля. И понятно, что евро по 90 и доллар по 80 рублей мы увидеть еще сможем. Но я не думаю, что эта тенденция сможет зайти куда-то далеко. Все-таки общая линия идет на восстановление экономики. И в итоге спрос на нефть восстановится. Поэтому в долгосрочной перспективе стоимость будет постепенно увеличиваться в цене. Но в ближайшие два-три месяца ситуация будет ухудшаться», – резюмирует Андрей Колганов.

 

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 08.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики