Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нападки на "Северный поток-2" - это не про политику, это конкуренция

Нападки на "Северный поток-2" - это не про политику, это конкуренция

В связи с ситуацией с так называемым отравлением Алексея Навального, который сейчас находится в немецкой клинике, возобновились разговоры вокруг строительства газопровода "Северный поток-2". Санкциями по нему России в этот раз не пригрозил только, пожалуй, ленивый.

Хотелось бы понять, на самом деле для России это НАСТОЛЬКО важный объект? Чем для нас чревата его заморозка?

На эти вопросы корреспонденту "Правды.Ру" ответил Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Есть мнение, что Европа в большей мере, чем Россия заинтересована в "Северном потоке-2". Почему? Чем для стран Европы чреват отказ от строительства? Насколько это вообще реально "из-за Навального"?

- Я думаю, что здесь, конечно, ситуация малоприятная. Потому что у сторонников введения санкций, запрещающих строить "Северный поток-2", теперь появляются дополнительные аргументы.

Напомню, ранее все ограничения, которые касаются "Северного потока-2" и стадий строительства, вводились только Соединёнными Штатами.

Со стороны стран Евросоюза абсолютно никаких ограничений нет и не было.

Более того, Дания расширила своё разрешение на строительство, позволив еще и трубоукладочной барже "Фортуна" работать.

И теперь те, кто выступал за более жёсткую позицию, за запрет на строительство в Европе, получают дополнительный козырь.

Но здесь ни Германия, ни Россия вариант заморозки проекта не обсуждают. Потому что его обсуждать — означает признать политизированность "Северного потока-2" .

  • А с самого начала и "Газпром", и Германия, и все остальные участники говорили, что это чисто экономический проект, в котором нет и быть не может политики.

На сегодня Россия и Германия по-прежнему остаются в рамках экономического проекта, поэтому вводить санкции, его запрещая, нельзя. И немцы прекрасно понимают и все остальные европейцы, что Россия руководствуется практикой "глаз за глаз, зуб за зуб": 

  • Если против нас вводят санкции, мы определённый ответ даём.

То есть Россия по отношению к Евросоюзу тоже в случае чего какие-то санкции применит. И вот этого уже, конечно, никому там не хочется.

- Хотелось бы понять, на самом деле для России это настолько важный объект? Чем для нас чревата его заморозка?

- Сиюминутно это ничему не угрожает. Потому что есть у России пятилетний контракт с Украиной на транзит, где в 2020 году мы обязаны прокачать 65 миллиардов кубов, в следующие четыре года — по 40 миллиардов кубов. И в условиях, когда европейцы сократили потребление газа, в принципе, были тёплые зимы, целый комплекс проблем, которые привели к сокращению потребления газа в Европе.

Вот это всё позволяет России обойтись пока без "Северного потока-2".

Но что будет через год-два?

Если в Европе восстановится объём потребления газа и нужны будут дополнительные объёмы, а Россия, например, не захочет качать больше 40 миллиардов кубов через Украину, потому что там высокий тариф?

И главное: а что будет через четыре года, когда транзитный договор через Украину закончится?

Американцы открыто говорят о том, что они противодействуют "Северному потоку-2" только для того, что пропихнуть в Европу свой СПГ, с его "молекулами свободы". И немцы это прекрасно понимают.

Не исключу: может быть такое, что даже никто не будет дожидаться окончания транзитного контракта с Украиной, и США под каким-то мотивом — да из-за того же Навального — скажут: "Давайте, украинцы, принимайте санкции против России и прекращайте транзит". 

Логика проста — затереть Россию на украинском транзите, а потом его либо сократить, либо перекрыть. И таким образом создать дефицит газа в Европе — цены поднимутся и туда можно будет продавать свой СПГ рентабельно.

  • Поэтому немцы прекрасно понимают, что платить за всю эту историю будут они — и Германия, и Европа в целом. Поэтому сопротивляются.

Не то чтобы они российский проект защищают, а они защищают право покупать газ по низким ценам. Американцы у них это право хотят отобрать, убрать конкурентов, продавать свой СПГ дорого.

Вот за это идёт битва, а не за дружбу или не дружбу с Россией.

Источник: Pravda.ru, 08.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики