Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: Польша предложила Германии свою «трубу»

«Северный поток-2»: Польша предложила Германии свою «трубу»

Мюллер выступил против Миллера, объявив, что Варшава сможет заменить «Газпром»

Варшава готова предложить Берлину газопровод Baltic Pipe в случае отказа Германии от «Северного потока-2», заявил пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер.

«Сейчас нужно рассмотреть разные варианты, если говорить об энергетической безопасности», — приводит его слова ТАСС.

При этом чиновник напомнил, что в Польше с самого начала говорили об однозначности европейской солидарности в этой области, а проекты подобные «Северному потоку-2» противоречат как этой идее, так и энергетической безопасности. К отказу от российского газопровода активно призывают и многие другие польские политики.

В Германии на фоне ситуации с Алексеем Навальным также вновь громко зазвучали голоса об отказе от «Северного потока-2», который уже вошел в завершающую стадию строительства. Отказаться от реализации «Северного потока-2» призывают и в Вашингтоне, в том числе и президент США Дональд Трамп, который, правда усомнился в готовности Германии пойти на такие меры. Он заметил, что Германия сейчас ослаблена. 

«Они закрывают свои электростанции, закрывают атомные, угольные — много электростанций. Если честно, они ставят себя в очень невыгодное положение», — заметил Трамп.

Впрочем, в США привыкли щедро раздавать обещания обеспечить Европу дешевым СПГ, однако вряд ли при этом кто-то реально считал, во что это обойдется немецкого налогоплательщику. Не секрет и то, что Польша является одним из главных проводников интересов США в Европе. Да и сможет ли альтернативная идея решить энергетические проблемы, как Германии, так и других европейских стран?

Газопровод Baltic Pipe должен связать месторождение на норвежском шельфе в Северном море с Польшей, ожидаемая емкость не менее 5 млрд. куб в год. Его запуск планируется в 2022 году.

Аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев отмечает, что Польша давно выступала против «Северного потока -2».

— Интерес понятен — с «Северным потоком-2» Германия становится главным хабом российского газа в Европе, а с Baltic Pipe Польша получает достаточно прочное положение на этом рынке, независимое от Германии.

Думаю, что в плане объемов Baltic Pipe не сможет заменить «Северный поток — 2». Пока, правда, не оговорена конечная мощность Baltic Pipe, при желании ее можно нарастить.

Есть вторая стороны проблемы: вряд ли на этом этапе (даже если будет консолидированная позиция все Европы, что не факт) пойдут на полный отказ от «Северного потока-2». Потребление газа в Германии и Европе будет расти и когда-то эти объемы станут востребованы. Но если жесткое противостояние сохранится, то «Северный поток-2» могут заморозить на год-два. То есть до соблюдения каких-то условий, например, в сотрудничестве по расследованию отравления Навального или невмешательству в дела Белоруссии. Не думаю, что на 100% и даже на 50% такая вероятность реализуема, а вот что совсем откажутся — в это я не верю.

В продолжение «Северного потока -2» построили газопровод EUGAL. Если не будет «Северного потока-2», то он становится не нужен. Если отказаться от «Северного потока-2», то Baltic Pipe можно было бы присоединить к EUGAL. Но поскольку, как я думаю, от «Северного потока -2» полностью не откажутся, то предложение Польши не имеет большого смысла, это, скорее, риторика.

Есть еще одна сторона вопроса: зачем нам сейчас форсировать строительство? Эта заморозка — не более чем красивый жест и констатация уже произошедшего. Мы не может сейчас достроить «Северный поток-2», потому что действуют санкции США. У нас нет своих технических возможностей, иначе бы уже строили вовсю, а привлечь подрядчиков мы не можем.

При текущем положении на европейском рынке у «Газпрома» и без того избыточные возможности по экспортированию, но спроса на весь газ, который может поставлять «Газпром» даже без «Северного потока -2», сейчас нет.

«СП»: — А поставляемого в Европу СПГ достаточно? Он может серьезно потеснить трубопроводный газ?

— Потребление и экспорт СПГ растет очень быстро. И Россия увеличила в этом году на 28% экспорт сжиженного газа. В то время как экспорт трубопроводного газа снизился.

Сейчас газа полно, цены упали и только начинают восстанавливаться. Из-за низких цен на газ стали отказываться от американского СПГ, так как это дорого, а поскольку предложение уменьшилось, цены начали восстанавливаться. Это нормальный рынок.

Пока по объемам СПГ не может заменить трубопроводный. Для СПГ ведь тоже нужна инфраструктура. Терминалов для приема СПГ построено даже больше, чем ввозится сжиженного газа, но полностью к приему требуемого объема они не готовы. «Газпром» покрывает порядка 30−40% объема потребления, такой объем сразу заместить невозможно. Но эта доля может снижаться.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что вероятность заморозки строительства «Северного потока-2» весьма невелика.

— Накал политических страстей силен, но юридических оснований мало, а экономически проект по-прежнему важен и выгоден для Европы.

Ангелу Меркель можно понять. На неё оказывают сильное давление со всех сторон, чтобы заставить отказаться от отстаивания интересов Германии и европейской суверенитета в сфере энергетической политики.

«СП»: — В чем интерес Польши? Может ли польский газопровод стать заменой российскому для Германии и Европы в целом?

— Польша является в значительной степени проводником интересов США в Европе, но, конечно, и свою выгоду хотят ухватить. Получить дополнительные ассигнования на развитие собственной инфраструктуры за счёт ЕС, усилить политические позиции в Восточной Европе и т. д.

Мощности Baltic Pipe и «Северного потока -2» несопоставимы. Более того, потенциальная ресурсная база для Baltic Pipe - норвежский континентальный шельф, к которому у Германии есть прямой доступ через систему действующих газопроводов, которые недозагружены.

«СП»: — А от России разрешение на строительство Baltic Pipe должно быть, учитывая, что эти газопроводы пересекаются?

— Россия не является участником проекта Baltic Pipe и не участвует в процессе выдачи разрешений. Согласие компании-оператора «Северного потока — 1» на пересечения газопровода новой инфраструктурой даётся в соответствии с международным правом и нормами регулирования.

«СП»: — Выживет ли Германия на сжиженном американском или ином газе и сколько это может стоить налогоплательщикам?

— Германия, наверное, выживет. Но это сократит её конкурентоспособность и безопасность энергоснабжения. Подсчитать возможный ущерб сложно. Но помимо вероятного роста цен на энергию, к нему могут добавиться многочисленные иски по возмещению ущерба и компенсации упущенной прибыли от участников проекта. То есть, счет может пойти на десятки миллиардов евро.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 11.09.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики