Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2020 г.

Топ-лист событий за июль 2020 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2020 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Решение ОПЕК+ смягчить ограничения по добыче

    ОПЕК+ решила, что ситуация со спросом нормализуется, второй волны ковида не наблюдается и можно облегчить те жесткие ограничения, которые были взяты странами, входящими в сделку, в мае-июне и в июле, соответственно. На самом деле, конечно, равновесие на рынке очень хрупкое: сохраняется и перепроизводство нефти, и спрос до конца еще не восстановился, вторая волна ковида вполне возможна, если вообще можно говорить, что первая волна закончилась. Поэтому, несмотря на некий оптимизм июля, ситуация оставалась и остается достаточно тревожной.

  2. Решение ФАС повысить с 1 августа на 3% внутренние цены на газ

    Это решение вызвало много эмоций, хотя ничего сенсационного не произошло. Рост стоимости газа, на самом деле, существенно ниже среднего уровня инфляции в России, при том что в 2019 г. повышение цены на газ было связано с ростом НДС на 2%. Поэтому решение об очередном повышении давно ожидалось, но откладывалось и в связи с экономической ситуацией, и из-за пандемии, и из-за голосования по Конституции. Но вот оно принято. Кстати, у нас многие путают понятия. Скажем, стоимость газа путают со стоимостью подключения.

  3. Определение судьбы «Северного потока – 2»

    Для «Северного потока – 2» июль оказался очень противоречивым месяцем. С одной стороны, проект получил разрешение Дании использовать суда со стационарным позиционированием. Иными словами, Дания разрешила использовать в проекте суда, которые используют якорь для фиксации в море, а не более современные системы так называемого динамического позиционирования. Это означает, что «Газпром» может достраивать двумя трубоукладчиками – «Академиком Черским» и трубоукладочной баржей «Фортуна», которая динамической системой не обладала. С другой стороны, строительство так и не началось. США стали говорить о перспективах новых санкций в отношении проекта, и есть все предпосылки, что к осени эта ситуация радикально обострится.

  4. Решение «Норникеля» и «Роснефти» по формату лицензирования Ушаковского месторождения

    Очень много эмоций было спровоцировано слухами о претензиях «Роснефти» на это месторождение. «Норникель» вел оборону. Многие связывали эту историю даже с последствиями аварии на ТЭЦ в Норильске. Была даже такая концепция, что «Роснефть» сумела надавить на «Норникель» и вырвать у него Ушаковское месторождение. На самом деле, это не слишком похоже на победу «Роснефти». Всё равно речь идет о совместном использовании месторождения. А самое главное – речь идет о серьезном обременении. Дело в том, что газ с этого месторождения должен быть использован для газификации Норильска. И это не слишком «лакомое» решение. То есть говорить о том, что «Роснефть» сделала какое-то серьезное приобретение, наверное, не совсем правильно.

  5. Сделка по продаже «Стройтранснефтегаза» Геннадием Тимченко и партнерами

    Происходит довольно серьезное изменение в системе подрядчиков «Газпрома». По большому счету, появился один подрядчик – это совместное предприятие «Газпрома», Газпромбанка и физических лиц. Вот через него все строительство газопроводов и будет идти. «Газпром» запускает новый гигантский проект – «Сила Сибири – 2», который состоит даже из двух больших газопроводов. Но и то внимание к теме газификации России, которые проявили Владимир Путин и правительство в летние месяцы, говорит о том, что здесь объем строек резко может возрасти и объем заказов резко увеличится, особенно если речь пойдет о газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока.

  6. Одобрение правительством Израиля проекта соглашения с Грецией и Кипром о прокладке по дну Средиземного моря Восточно-средиземноморского газопровода

    Это очередной проект по выводу альтернативного газа на европейский рынок. Альтернативного, конечно, российскому. Это проект довольно сложный, спорный, для заполнения полноценного экспортного газопровода там не хватает ресурсов. Но это показывает, что многие в Европе воспринимают ситуацию на европейском рынке как радикально изменившуюся, с большим количеством открывшихся альтернатив. В принципе, для нас в этом не было бы ничего страшного. Мы не боимся честной конкуренции. Проблема только в том, что все эти альтернативы сопровождаются усилением политического фактора в Европе. О чем говорит и ситуация с «Северным потоком – 2».

  7. Перезапуск Саудовской Аравией и Кувейтом совместно эксплуатируемых месторождений Вафра и Харджи

    Это тревожный сигнал о том, что Саудовская Аравия является сложным, противоречивым партнером и в любой момент может подставить подножку соглашению ОПЕК+. Например, эта ситуация с серой зоной: формально здесь нет нарушения сделки ОПЕК+. Эта серая зона была выведена из соглашения ОПЕК+. И совершенно зря. Однако в мае-июне саудиты там добычу не начинали. И вот в июле добыча началась. Конечно, прежде всего саудиты думают о своих интересах, что в общем-то не слишком удивительно. Имея такого партнера, надо внимательно следить за его руками.

  8. Белоруссия закупила у США вторую партию нефти

    И в политике, и в экономике всё лето, всю предвыборную кампанию Александр Лукашенко демонстрировал отказ от сотрудничества с Россией. Весь июль Москва спокойно наблюдала за его фокусами.

  9. Минэнерго США сообщило, что из-за низких цен на природный газ американский СПГ оказался неконкурентоспособным

    Действительно, летом поставки СПГ, скажем, в Европейский Союз приносили более 100 долларов убытка с тысячи кубов. Это колоссальная сумма. Но фокус в том, что это заявление не означало прекращения экспорта. Американские экспортеры защищены и толлинговыми соглашения, и политической поддержкой. Пока экономика не убивает неконкурентоспособные проекты. Мы видим, что и в нефтяной отрасли, и в газовой всё большее влияние оказывает политический фактор. Причем политический фактор не только с точки зрения санкций и т.п., а с точки зрения поддержки государством своих производителей и экспортёров. Государства начинают выступать в роли игроков на нефтегазовом рынке, проталкивая свой продукт любыми способами. В том числе и политическими. Поэтому заявление Минэнерго США отражает, конечно, экономику вопроса, но оно вовсе не означает, что США капитулируют. Всё идет ровным счетом наоборот.

  10. Внесение в Госдуму законопроекта о льготах для производителей этана и СУГ

    Это решение о поддержке газохимического производства. И оно довольно важное с точки зрения осознания нашим правительством, что можно сколько угодно рассказывать сказки про газификацию и хайтек, про альтернативные отрасли, но в реальности если возможны в России крупные производственные проекты, они в том или ином виде будут, скорее всего, связаны с нефтегазовым комплексом и с нефтехимией. Это, кстати, один из вариантов тех самых точек роста, которые наше правительство лихорадочно ищет.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики