|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Работа над ошибками в Минфине: кто проиграет от налоговых изменений в нефтяной отрасли Работа над ошибками в Минфине: кто проиграет от налоговых изменений в нефтяной отраслиПланы Минфина существенно пересмотреть налоговые льготы в нефтяной отрасли больше всего скажутся на «Татнефти» и «Лукойле». Дополнительно более 100 млрд за три года в бюджет заплатит «Роснефть», но компания сможет частично компенсировать это за счет других льгот. На этой неделе российское правительство одобрило повышение налоговой нагрузки для нефтяной отрасли, о чем 16 сентября после заседания кабмина объявил министр финансов Антон Силуанов. Речь идет об отмене льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для выработанных месторождений, участков с вязкой и сверхвязкой нефтью, а также «определенных льгот по экспортным пошлинам», которые получали зрелые месторождения. Кроме того, Минфин предложил поменять параметры налога на дополнительный доход (НДД), чтобы «восстановить выпадающие доходы бюджета до уровня, о котором договаривались при введении режима», сказал Силуанов. К примеру, речь о запрете снижать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет учета исторических убытков (раньше можно было снизить до нуля), и ввести повышающие коэффициенты по отдельным группам месторождений. За счет этой меры бюджет может получить 200 млрд рублей за три года. Всего, по оценке Силуанова, изменения в налогообложении нефтяников принесут бюджету дополнительные 290 млрд рублей в год. Какие компании испытают на себе увеличение налогового бремени сильнее всего? Группа пострадавших
Ни одна из названных нефтяных компаний не ответила на запросы Forbes.
Почему Минфин ополчился на нефтяные налоги и льготы?На самом заседании кабмина 16 сентября изменения в налоговой отрасли для нефтяников министр финансов Антон Силуанов объяснял тем, что правительство снижает налоговую нагрузку для IT-индустрии и малого и среднего бизнеса, но хочет «повысить отдачу от секторов, связанных с сырьевыми отраслями нашей экономики». Чиновники правительства вот уже несколько лет выражали недовольство тем, что для нефтяных компаний в налоговом кодексе существует много исключений. Действующий режим налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) напоминает лоскутное одеяло: еще в 2015 году замминистра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что под льготы подпадает до 20% общего фонда месторождений (около 400). В 2020 году, после смены кабинета министров и прихода на пост премьера бывшего главы ФНС Михаила Мишустина, в правительстве «по-новому взглянули на вопросы льгот», говорил в феврале в интервью РБК Антон Силуанов. Тогда же он рассказывал, что в Минфине создается специальный блок, который будет отслеживать, как нефтяные компании выполняют условия соглашений о предоставлении льгот. Нефтяные компании, получившие льготу, должны брать на себя обязательства по инвестициям в новые или действующие месторождения, подчеркивал тогда министр. «Если этого не происходит, льготы забирают. Не выполнил, до свидания — с льготой распрощался», — говорил он. Отдельное недовольство Минфина вызывал и НДД. Исторически нефтяные налоги были привязаны к выручке и считались исходя из добычи и цен на нефть, объясняет старший директор группы по природным ресурсам в лондонском офисе рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Но эти налоги не учитывали издержки компаний — месторождения могут быть сложными с геологической точки зрения или выработанными. Чтобы исправить это, появились льготы на экспортную пошлину и НДПИ. Но эти послабления оказались недостаточно гибкими, и получение их зачастую зависело от лоббистского веса компаний, говорит аналитик. Так и появилась концепция НДД. Налог вступил в силу в пилотном режиме в 2019 году и распространялся на четыре группы месторождений. Ставка НДД составила 50% c выручки от продажи нефти минус транспортные и другие операционные затраты, экспортная пошлина, НДПИ (он понижался при выплате НДД в среднем на 60%) и капитальные вложения. Кроме того, новый налог не взимался до тех пор, пока разработка новых месторождений не начнет полностью окупаться. Нефтяным компаниям можно было выбирать – применять НДПИ или перейти на новую систему. Многие компании поступали так — по проектам, где им выгодно, они сохраняли НДПИ, и, по большей части, это касалось выработанных месторождений Западной Сибири, а где это было невыгодно – вводился НДД, рассказывает Константин Симонов. Уже летом 2019 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов назвал введение НДД самой большой ошибкой за время его работы в ведомстве. Федеральный бюджет в 2019 году, по его расчетам, недополучил из-за НДД 213 млрд рублей. «Например, если будет вторая волна коронавируса, эти 213 миллиардов могли бы нам помочь простить налоги пострадавшим МСП за 2 квартала», — сказал он в интервью Reuters. «В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили — это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница — ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей», — возмущался он. Автор: Юлия Титова Источник: Forbes.Ru, 18.09.2020 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическаяРоссийская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомЗеленая повестка в России в период жесткого конфликта с ЗападомПерспективы российской СПГ-индустрииРоссийская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|