Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новому российскому супертанкеру пророчат неподвижное будущее

Новому российскому супертанкеру пророчат неподвижное будущее

Крупнейший нефтяной супертанкер Венесуэлы, находящийся посреди Карибского моря, перешел под российский флаг. Кроме того, теперь судно носит имя великого русского писателя Максима Горького. В чем особенность этого танкера, почему ему понадобился именно российский флаг и будет ли этот корабль бороздить Мировой океан?

Самый большой нефтяной супертанкер Венесуэлы теперь ходит под российским флагом. Судно переименовано из Ayacucho (один из венесуэльских городов называется Пуэрто-Аякучо) в «Максим Горький». Сообщения об этом появились в базе данных по морским судам Equasis.

Информация также подтверждается выпиской из Российского международного реестра судов (РМРС), где говорится, что супертанкер был зарегистрирован в России 27 мая 2020 года. Свидетельство о классификации судну выдал 20 августа Российский речной регистр. Но в качестве владельца «Максима Горького» в базе Equasis по-прежнему указан Национальный институт водного хозяйства (INEA) Венесуэлы.

Подобный переход венесуэльских танкеров из-под одного флага под другой происходит крайне редко. Из более чем 800 судов, когда-либо ходивших под флагом Венесуэлы, есть лишь эпизодические примеры смены судном юрисдикции.

Полная грузоподъемность «Максима Горького» составляет 320,8 тыс. тонн, он вмещает 2 млн баррелей нефти. Танкер был построен в 2013 году в Китае и относится к классу VLCC (Very Large Crude Carrier). «Максим Горький» теперь оказался крупнейшим танкером под российским флагом. До этого самыми крупными танкерами-накопителями (плавучие нефтехранилища) в России были «Умба» (300 тыс. тонн) и «Кола» (309 тыс. тонн).

По данным Reuters, супертанкер находился в территориальных водах Венесуэлы с 2018 года и использовался как плавучее хранилище для нефти. Этого судна нет в американском санкционном списке, но поскольку оно принадлежит государственному органу Венесуэлы и де-юре управляется компанией под санкциями, то автоматически подпадает под ограничения США. На практике судно, скорее всего, «оставлено без международных страховки и сертификатов, необходимых для навигации в международных водах и заходов в порты». В настоящее время, судя по последним данным, танкер стоит без движения в Карибском море и находится недалеко от островного государства Тринидад и Тобаго.

Как писала газета ВЗГЛЯД, в середине августа появилось заявление неназванных источников в администрации президента США о том, что американцы взяли под контроль груз танкеров, доставлявших иранское топливо в Венесуэлу. США конфисковали груз на том основании, что его продавцом является иранский гражданин Махмуд Маданипур, якобы связанный с Корпусом стражей исламской революции, который США считают террористической организацией.

Кроме того, в последние годы США постоянно вводят санкции против самой Венесуэлы в связи с тем, что не считают легитимным пребывание у власти действующего президента страны Николаса Мадуро. В 2019 году Трамп подписал указ, которым Вашингтон блокирует активы властей Венесуэлы. В начале сентября санкции были введены в отношении четырех граждан Венесуэлы, в том числе председателя избиркома страны Индиры Альфонсо и генпрокурора Рейнальдо Муньоса.

При этом в начале августа американский производитель стекла O-I Glass Inc. попытался через сингапурский суд отсудить Ayacucho у Каракаса для получения компенсации размером 500 млн долларов в ответ на экспроприацию двух стеклозаводов американской компании в 2010 году в Венесуэле. В иске O-I Glass утверждала, что ей принадлежат акции Ayacucho Shipping Pte Ltd – сингапурской компании, через которую венесуэльская PDV Marina (морское дочернее предприятие PDVSA) и китайская PetroChina совместно владели танкером.

 

По мнению наблюдателей, судовладельцы пошли на юридическую хитрость, чтобы обойти американские санкции – без этого у коммерсантов могли возникнуть проблемы со страховкой.

 

«Танкер просто перерегистрировали под флагом России, видимо, по политическим мотивам и причинам безопасности, чтобы обойти санкции США и избежать задержания судна в случае перевозки иранской нефти. В реальности этот танкер как не имел отношения к России, так и не будет иметь», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере морских грузоперевозок Михаил Войтенко.

Эксперт пояснил, что в РФ существует два регистра – российский и международный, так называемый облегченный, созданный с целью привлечь иностранные компании под российский флаг. Это делают не только Россия, но и другие страны. Например, большинство танкеров «Совкомфлота» ходят под «удобными» флагами Кипра или Либерии.

«Никто же не считает их кипрскими или либерийскими, по факту они российские. Но это не политика, а экономика. Чтобы быть конкурентоспособными, российским компаниям необходимо, чтобы их суда ходили под флагами тех стран, которые предоставляют наиболее льготные режимы, в том числе налоговые», – говорит Войтенко.

Собеседник сомневается, что теперь танкер может эксплуатироваться Венесуэлой в обход американских санкций. Решение властей Венесуэлы изменить регистрацию судна можно объяснить хорошими отношениями с Россией.

«Иракские танкеры, которые пытались скрыться под чужими флагами от санкций, американцы довольно успешно отлавливали. Если США возьмутся за это дело всерьез, то могут быть проблемы и под российским флагом. Правда, у США сейчас своих внутренних проблем хватает, но они могут обложить этот танкер так, что мало не покажется. Единственное решение, если этот танкер не будет вообще заходить в порты, тогда «поймать» его будет достаточно сложно», – полагает Войтенко.

Он напомнил, что в прошлом США ввели против иранского нефтяного флота «такие санкции, что танкеры не могли совершить бункеровку, то есть заправиться, чтобы просто передвигаться, не говоря уже о перевозке нефтепродуктов». «В случае задержания судна любой суд легко установит какой компании, из какой страны принадлежит танкер – и «удобный флаг» не спасет», – подытожил эксперт.

Впрочем, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков не исключает, что «Максим Горький» может стать нефтехранилищем в период спада спроса на рынках, либо будет использоваться для вывоза арктической российской нефти методом перевалки.

«Зачастую у нас есть переизбыток предложения на рынке, а 2020 год показал, что он может быть очень большим. Кроме того, у нас есть ряд больших плавучих хранилищ, которые занимаются перевалкой нефти», – сказал Юшков газете ВЗГЛЯД, назвав такой бизнес весьма выгодным.

В частности, продолжает эксперт, из Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале компания «Газпром нефть» вывозит сырье танкерами ледового класса в направлении Запада. В районе Мурманской области перевалка идет уже на супертанкер, который выступает в качестве хранилища. А с него нефть закачивается в обычные танкеры, которые гораздо больше, чем танкеры ледового класса. Соответственно, фрахт (плата за перевозку груза) их дешевле.

«Если компания гоняет ледовый танкер до Европы, то это менее эффективная операция, чем с помощью такой перевалки с хранилищем. Поэтому вполне возможно, что и новый танкер «Максим Горький» будет использоваться, например, для вывоза арктической нефти методом такой перевалки и сменой танкеров с арктических на неарктические. Либо же данный супертанкер будет использоваться в качестве хранилища, в которое будут закачивать нефть в период спада спроса на рынках», – заключил Юшков.

Авторы: Андрей Резчиков, Иван Абакумов

Источник: Взгляд, 19.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики