Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты назвали сроки окончания строительства «Северного потока - 2»

Эксперты назвали сроки окончания строительства «Северного потока - 2»

Игорь Юшков: раньше апреля 2021 года закончить нереально

Министр энергетики России Александр Новак сделал заявление о том, что проект газопровода «Северный поток–2» (СП-2), который доставит российский газ в Европу через Балтийское море, будет непременно до конца реализован. Глава Минэнерго добавил, что проект находится в высокой степени готовности: в Германии ее оценивают в 97%. Об этом сообщила в бундестаге премьер-министр немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания Мануэла Шлезвиг. Судьба газопровода оказалась под вопросом из-за дела Алексея Навального. Ряд европейских стран решили воспользоваться ситуацией и попытались сорвать строительство, на чем давно настаивают США. А Европарламент даже принял резолюцию, которая призывает заморозить проект.

Как именно в создавшейся ситуации российская сторона сможет чисто технически довести газопровод до конца, мы выяснили у ведущих экспертов топливно-энергетического комплекса — заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея ГРИВАЧА и преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ Игоря ЮШКОВА.

- Как известно, по дну Балтийского моря осталось проложить 100 км труб. Существуют ли у России технические ресурсы для строительства последнего участка газопровода СП-2?

Гривач: В настоящее время происходит мобилизация технических и технологических ресурсов для завершения строительства газопровода. Существует определенный график проведения работ, который в связи с дополнительными обстоятельствами, в том числе, с внешними ограничениями, приходится все время перекраивать. Тем не менее, в первую очередь, технические детали говорят о том, что укладка последнего участка газопровода может начаться в самые оперативные сроки.

Юшков: Строительные подрядчики газопровода обладают большинством необходимых технических ресурсов для завершения создания газопровода. В первую очередь, это трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна». Если бы таких ресурсов не было, то «Газпром» не стал бы подавать заявку датским регуляторам, чтобы они разрешили использовать все запланированные суда. Например, «Фортуну», к которой ранее предъявлялись определенные претензии.

- Но ведь ранее говорилось, что арендаторы «Фортуны» не собираются задействовать это судно в проекте СП-2?

Юшков: Во-первых, информация об отказе арендаторов «Фортуны» в достройке СП-2 возникла лишь один раз в средствах массовой информации. Во-вторых, даже в этом сообщении говорилось, что, хотя арендаторы «Фортуны» и собираются проводить строительные работы на морских участках, но исключают из своего списка контракты на достройку именно СП-2. Они заявляли, что не собираются участвовать в проекте, как компания, но не утверждали, что это судно не будет задействовано в строительстве газопровода. Поэтому нельзя исключать, что «Фортуну» на время может арендовать совершенно другая, неизвестная фирма, которая и будет ее использовать на работах по СП-2. Можно предположить, что ответственность за работу «Фортуны», как «Академика Черского», переведенных ранее в собственность никому не известным фирмам, будет возложена на структуры, санкции к которым безапелляционно и оперативно предъявить зарубежным недоброжелателям окажется крайне затруднительно. Другими словами, «Газпром» старается перевести все суда, необходимые для реализации СП-2, в контролируемые, но не «жалкие» для попадания под западные санкции компании.

- Сколько всего кораблей задействовано в проекте?

Гривач: Точного ответа я не дам: там участвует множество морской строительной техники. В том числе, исследовательские суда и корабли, задачей которых является мониторинг ситуации. Только непосредственно трубоукладкой занималось не менее трех судов. Ту же баржу «Фортуна» планировали использовать в нескольких ипостасях. Еще одно судно «Иван Сидоренко», которое может быть подключено к реализации проекта, грубо говоря, будет подносить патроны. Это судно предназначено для снабжения расходными технологическими материалами: трубами, цементом, различными растворами и запчастями, топливом, продуктами и водой. Его можно будет использовать и в аварийных ситуациях, случись что: для оказания помощи и размещения спасенных людей. «Иван Сидоренко» также приспособлен для участия тушения пожаров как на судах, так и на береговых сооружениях.

- Какие же именно будут использоваться эти суда на достройку трубопровода?

Юшков: Ранее «Фортуна» работала на мелководных участках российского моря, а «Черский» был задействован на глубоководной акватории, в частности, на Сахалине. Поэтому будет целесообразней использовать «Фортуну» в спайке с «Академиком», который способен укладывать трубы с большим диаметром. Предполагается, что «Фортуна» будет сваривать трубы в нитку, а «Черский» укладывать созданную конструкцию по дну акватории.

Что касается «Ивана Сидоренко», то с этим судном далеко не все понятно. Сначала этот корабль дошел до немецкого порта Мукран, который является одним из главных логистических терминалов СП-2, где хранятся изготовленные в Германии трубы для этого газопровода, а потом развернулся и направил курс на Калининград. Непонятно, по каким причинам или обстоятельствам был выбран такой маневр. Поэтому, пока не ясно, будет ли в принципе участвовать «Иван Сидоренко» в достройке трубопровода.

- Давайте заглянем вперед. Когда труба выйдет на немецкий берег, сколько времени будет потрачено на подключение к сухопутной части газопровода?

Гривач: Дело в том, что сухопутная часть трубопровода, которая должна встретить СП-2 на берегу Германии, уже построена. То есть, уже существует необходимая инфраструктура. Осталось достроить только «датский» участок маршрута и подключить его к существующим транспортным сетям.

Юшков: Формально, все будет зависеть от того, когда будет достроен датский участок трубы. Ближе к зиме в Балтийском море, через которое пролегает газопровод, значительно снизится температура и начнутся шторма. Тем более, что, если сейчас скорость укладки трубы у «Академика Черского» и «Фортуны» в среднем составляет 1-2 км в сутки, то при дополнительных негативных обстоятельствах на оставшиеся 130 км по обеим ниткам им придется потратить не менее четырех месяцев. Поэтому прогнозы главы «Газпрома» Алексея Миллера о возможности достройки газопровода до конца декабря, и его запуске в I квартале будущего года, кажутся избыточно оптимистическими. Эти сроки уже срываются. Даже если прямо сейчас начнут строительство оставшегося участка, то до апреля 2021 года сдать газопровод в эксплуатацию вряд ли получится».

- Когда же первый газ пойдет по трубе после выполнения всех строительных работ?

Гривач: Это зависит от времени, которое будет потрачено на пусконаладочные работы, и других технологические операции, а также на согласование нормативных документов по их реализации. После достройки морского участка трубы, на подобные процедуры уйдет еще как минимум несколько месяцев.

- А трубы, которые уже проложены через акваторию Балтийского моря, за время их бездействия могут потерять свои эксплуатационные характеристики?

Юшков: Все морские трубопроводные участки забетонированы. То есть, они проходят не по дну моря, а в бетонных кожухах. Первый газопровод «Северный поток» был построен более десяти лет назад, но признаков внешней коррозии у него не наблюдается. Можно предположить, что в отношении СП-2 такие проблемы также будут сведены к нулю. Главное — соединить российский участок трубы с немецкой инфраструктурой. Но последний шаг в этой задаче в силу складывающихся геополитических обстоятельств становится сделать все труднее.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 19.09.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики