Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты назвали сроки окончания строительства «Северного потока - 2»

Эксперты назвали сроки окончания строительства «Северного потока - 2»

Игорь Юшков: раньше апреля 2021 года закончить нереально

Министр энергетики России Александр Новак сделал заявление о том, что проект газопровода «Северный поток–2» (СП-2), который доставит российский газ в Европу через Балтийское море, будет непременно до конца реализован. Глава Минэнерго добавил, что проект находится в высокой степени готовности: в Германии ее оценивают в 97%. Об этом сообщила в бундестаге премьер-министр немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания Мануэла Шлезвиг. Судьба газопровода оказалась под вопросом из-за дела Алексея Навального. Ряд европейских стран решили воспользоваться ситуацией и попытались сорвать строительство, на чем давно настаивают США. А Европарламент даже принял резолюцию, которая призывает заморозить проект.

Как именно в создавшейся ситуации российская сторона сможет чисто технически довести газопровод до конца, мы выяснили у ведущих экспертов топливно-энергетического комплекса — заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея ГРИВАЧА и преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ Игоря ЮШКОВА.

- Как известно, по дну Балтийского моря осталось проложить 100 км труб. Существуют ли у России технические ресурсы для строительства последнего участка газопровода СП-2?

Гривач: В настоящее время происходит мобилизация технических и технологических ресурсов для завершения строительства газопровода. Существует определенный график проведения работ, который в связи с дополнительными обстоятельствами, в том числе, с внешними ограничениями, приходится все время перекраивать. Тем не менее, в первую очередь, технические детали говорят о том, что укладка последнего участка газопровода может начаться в самые оперативные сроки.

Юшков: Строительные подрядчики газопровода обладают большинством необходимых технических ресурсов для завершения создания газопровода. В первую очередь, это трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна». Если бы таких ресурсов не было, то «Газпром» не стал бы подавать заявку датским регуляторам, чтобы они разрешили использовать все запланированные суда. Например, «Фортуну», к которой ранее предъявлялись определенные претензии.

- Но ведь ранее говорилось, что арендаторы «Фортуны» не собираются задействовать это судно в проекте СП-2?

Юшков: Во-первых, информация об отказе арендаторов «Фортуны» в достройке СП-2 возникла лишь один раз в средствах массовой информации. Во-вторых, даже в этом сообщении говорилось, что, хотя арендаторы «Фортуны» и собираются проводить строительные работы на морских участках, но исключают из своего списка контракты на достройку именно СП-2. Они заявляли, что не собираются участвовать в проекте, как компания, но не утверждали, что это судно не будет задействовано в строительстве газопровода. Поэтому нельзя исключать, что «Фортуну» на время может арендовать совершенно другая, неизвестная фирма, которая и будет ее использовать на работах по СП-2. Можно предположить, что ответственность за работу «Фортуны», как «Академика Черского», переведенных ранее в собственность никому не известным фирмам, будет возложена на структуры, санкции к которым безапелляционно и оперативно предъявить зарубежным недоброжелателям окажется крайне затруднительно. Другими словами, «Газпром» старается перевести все суда, необходимые для реализации СП-2, в контролируемые, но не «жалкие» для попадания под западные санкции компании.

- Сколько всего кораблей задействовано в проекте?

Гривач: Точного ответа я не дам: там участвует множество морской строительной техники. В том числе, исследовательские суда и корабли, задачей которых является мониторинг ситуации. Только непосредственно трубоукладкой занималось не менее трех судов. Ту же баржу «Фортуна» планировали использовать в нескольких ипостасях. Еще одно судно «Иван Сидоренко», которое может быть подключено к реализации проекта, грубо говоря, будет подносить патроны. Это судно предназначено для снабжения расходными технологическими материалами: трубами, цементом, различными растворами и запчастями, топливом, продуктами и водой. Его можно будет использовать и в аварийных ситуациях, случись что: для оказания помощи и размещения спасенных людей. «Иван Сидоренко» также приспособлен для участия тушения пожаров как на судах, так и на береговых сооружениях.

- Какие же именно будут использоваться эти суда на достройку трубопровода?

Юшков: Ранее «Фортуна» работала на мелководных участках российского моря, а «Черский» был задействован на глубоководной акватории, в частности, на Сахалине. Поэтому будет целесообразней использовать «Фортуну» в спайке с «Академиком», который способен укладывать трубы с большим диаметром. Предполагается, что «Фортуна» будет сваривать трубы в нитку, а «Черский» укладывать созданную конструкцию по дну акватории.

Что касается «Ивана Сидоренко», то с этим судном далеко не все понятно. Сначала этот корабль дошел до немецкого порта Мукран, который является одним из главных логистических терминалов СП-2, где хранятся изготовленные в Германии трубы для этого газопровода, а потом развернулся и направил курс на Калининград. Непонятно, по каким причинам или обстоятельствам был выбран такой маневр. Поэтому, пока не ясно, будет ли в принципе участвовать «Иван Сидоренко» в достройке трубопровода.

- Давайте заглянем вперед. Когда труба выйдет на немецкий берег, сколько времени будет потрачено на подключение к сухопутной части газопровода?

Гривач: Дело в том, что сухопутная часть трубопровода, которая должна встретить СП-2 на берегу Германии, уже построена. То есть, уже существует необходимая инфраструктура. Осталось достроить только «датский» участок маршрута и подключить его к существующим транспортным сетям.

Юшков: Формально, все будет зависеть от того, когда будет достроен датский участок трубы. Ближе к зиме в Балтийском море, через которое пролегает газопровод, значительно снизится температура и начнутся шторма. Тем более, что, если сейчас скорость укладки трубы у «Академика Черского» и «Фортуны» в среднем составляет 1-2 км в сутки, то при дополнительных негативных обстоятельствах на оставшиеся 130 км по обеим ниткам им придется потратить не менее четырех месяцев. Поэтому прогнозы главы «Газпрома» Алексея Миллера о возможности достройки газопровода до конца декабря, и его запуске в I квартале будущего года, кажутся избыточно оптимистическими. Эти сроки уже срываются. Даже если прямо сейчас начнут строительство оставшегося участка, то до апреля 2021 года сдать газопровод в эксплуатацию вряд ли получится».

- Когда же первый газ пойдет по трубе после выполнения всех строительных работ?

Гривач: Это зависит от времени, которое будет потрачено на пусконаладочные работы, и других технологические операции, а также на согласование нормативных документов по их реализации. После достройки морского участка трубы, на подобные процедуры уйдет еще как минимум несколько месяцев.

- А трубы, которые уже проложены через акваторию Балтийского моря, за время их бездействия могут потерять свои эксплуатационные характеристики?

Юшков: Все морские трубопроводные участки забетонированы. То есть, они проходят не по дну моря, а в бетонных кожухах. Первый газопровод «Северный поток» был построен более десяти лет назад, но признаков внешней коррозии у него не наблюдается. Можно предположить, что в отношении СП-2 такие проблемы также будут сведены к нулю. Главное — соединить российский участок трубы с немецкой инфраструктурой. Но последний шаг в этой задаче в силу складывающихся геополитических обстоятельств становится сделать все труднее.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 19.09.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики