Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пакистан не будет платить за потери туркменского газа в Афганистане

Пакистан не будет платить за потери туркменского газа в Афганистане

С проектом газопровода ТАПИ (Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия) хорошо только в Туркмении. Там завершаются работы. А вот в Афганистане с начала сентября лишь приступили к выбору участков земли под магистраль, старт строительства которой дали еще в конце 2015 года. Исламабад, тем временем, передумал брать на себя потери газа при его транзите через афганскую территорию и, как и Дели, хочет изменить формулу цены на газ.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов провел телефонные переговоры с президентом Пакистана Арифом Алви и выразил надежду на скорое начало строительства газопровода ТАПИ, сообщает правительственная газета «Нейтральный Туркменистан».

Издание уточнило, что строительство туркменского участка подходит к концу. Однако на него приходится лишь 200 километров трассы газопровода, общая протяженность которого должна составить 1814 километров. Афганский участок является одним из самых протяженных, 735 километров, и ясности с ним нет до сих пор. С одной стороны, не определены источники финансирования. С другой, только 31 августа TAPI pipeline project LTD и министерства шахт и нефти и городского развития и границ Афганистана подписали меморандум о выкупе земли под трассу газопровода. Директор TAPI pipeline project LTD Мохаммад Мурад Аманов заявил, что строительство планируют начать в 2021 году, сообщает агентство Khaama Press.

Тем временем пакистанская The Nation пишет со ссылкой на источники, что у Исламабада накопились претензии к действующему соглашению о строительстве газопровода и власти страны намерены изменить ключевые положения документа. 

Главные из них — точка сдачи и цена газа. «Пакистан настаивает на том, чтобы изменить точку сдачи туркменского газа и пересмотреть цены на газ. По существующему соглашению, подписанному предыдущим правительством, Туркмения будет сдавать газ Пакистану на туркмено-афганской границе, и Исламабад возьмет на себя все убытки в случае потерь газа на афганской территории. Нынешнее правительство требует изменить это положение, чтобы не нести ответственности за потери в Афганистане, а только — внутри собственных границ», — пишет The Nation. Также в издании сообщают, что в Пакистане уже создали правительственный комитет по ведению переговоров об изменении формулы цены на газ, который будут поставлять по ТАПИ. Только после согласования новой цены Исламабад планирует начать работы в стране.

Впрочем, и в самом Пакистане не все в порядке со строительством собственного участка ТАПИ. Как сообщало EADaily, для перехода страны на газ пакистанское правительство еще в 2011 году ввело налог на развитие газотранспортной инфраструктуры (GIDC). Собранные средства должны использовать на строительство газопроводов Иран-Пакистан (IP), Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI), терминалов СПГ и вспомогательной инфраструктуры. Пакистанская промышленность, однако, не спешила платить налог и летом 2020 года задолженность по его выплате составила 417 млрд пакистанских рупий ($ 2,46 млрд). В августе Верховный суд Пакистана удовлетворил иск правительства взыскать с промышленных предприятий $ 2,46 млрд, однако перспективы сбора денег пока не ясны.

Без новых цен на газ не видят смысла продолжать проект и в Индии. Еще прошлой осенью индийское The Economic Times сообщало, что Индия может отказаться от газопровода, который покроет 30−35% потребностей страны в природном газе. Издание отмечало, что контрактная цена на газ составляет $ 10 за MMBTU ($ 350 за тысячу кубометров), что в нынешних условиях дешевого голубого топлива слишком высокая цена. Высокопоставленный чиновник из министерства заметил по поводу охлаждения Дели к проекту: «Одна из причин — высокая цена. Туркменский газ более чем вдвое дороже американского СПГ». Индийские аналитики считают, что Индию заинтересует только цена в $ 4 за MMBTU (чуть более $ 140 за тысячу кубометров) в течение всех 30 лет действия контракта. Тогда страна сможет экономить на энергоресурсах $ 3 млрд в год. 

Планируется, что Пакистан и Индия будут получать по 14 млрд кубометров в год, а Афганистан — 5 млрд. Однако, писало индийское деловое издание, Кабул согласился пока только на 735 млн кубометров, и есть опасения, что разницу придется выкупать Индии.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что, несмотря на новую позицию Исламабада и Дели, перспективы у ТАПИ есть. «Но их не реализуют, пока не решат проблемы безопасности в регионе. А с этим дела обстоят неважно», — считает эксперт.

Источник: EADaily, 21.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики