Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-кактус в горле. Европе легче "проштрафиться", чем покупать газ у США

СПГ-кактус в горле. Европе легче "проштрафиться", чем покупать газ у США

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал, в чем заключается причина падения поставок американского СПГ в Европу.

Условия покупки американского сжиженного природного газа (СПГ) для европейцев изначально были невыгодны, уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

"Суть закупок американского СПГ в том, что европейская фирма, у которой есть контракт с американским терминалом, на выходе получает газ, за который она уже заплатила больше, чем сможет получить в Европе, продав его. Но у фирм был контракт, поэтому возникла ситуация, когда "мышки плакали", но продолжали есть этот "сжиженный кактус", так как деваться им было некуда", – рассказал Симонов порталу Baltnews.

По словам эксперта, основная проблема заключается в том, что многие американские СПГ-терминалы продают газ по так называемой толлинговой схеме.

"Это означает, что европейская компания покупает у американцев не газ, а мощности на терминале. То есть просто оплачивает операцию сжижения. А дальше получает газ по формуле: стоимость американского рынка плюс транспортировка до терминала плюс стоимость сжижения. Эту фиксированную цену компания платит, получает газ, а дальше что хочет, то и делает", – объяснил энергетик.

Он подчеркнул, что таким образом цена на терминале в США уже оказывается существенно выше, чем себестоимость газа и цена в Европе.

"Тем не менее газ все равно приходил. Почему? На это была масса причин – теплая зима, переполненные хранилища из-за ожидавшегося конфликта России и Украины, который не состоялся, а газ под него уже закупили, провал в экономике. Все это привело к тому, что спрос на газ упал и вместе с ним на хабах упали цены", – добавил Симонов.

Глава ФНЭБ напомнил, что весной этого года цены доходили до 30–40 долларов за тысячу кубов, что просто смешно. Однако летом цифры упали до такого уровня, что европейским компаниям стало выгоднее платить штраф, чем покупать американский СПГ.

"Контракт предполагает, что покупатель условно в 2020 году возьмет определенный объем газа по определенной формуле цены. Если компания этот газ не берет, то платит штраф. И долгое время сумма штрафа превышала убытки от транспортировки газа из США в Европу. Поэтому они везли его, и была эта волна. А летом, когда цена окончательно "прихлопнулась", оказалось, что дешевле заплатить штраф. Отсюда провал и пошел", – объяснил специалист.

По его словам, осенью цена начала чуть-чуть исправляться и уже подбирается к отметке 100 долларов за тысячу кубов. "Это означает, что спрос на американский СПГ будет устанавливаться, но этот кейс очень важен с точки зрения анализа рынка, который бывает неадекватным", – отметил эксперт.

"Часто встречаются утверждения, что если американский СПГ пришел в Европу, то российскому газу конец. На самом деле это не означает, что на этом СПГ кто-то в Европе зарабатывает, кроме американских терминалов. И конкурентоспособность российского трубопроводного газа в честной конкуренции все равно гораздо выше", – резюмировал Симонов.

Ранее издание "Коммерсант" со ссылкой на данные европейских операторов СПГ-терминалов сообщило, что в этом году американские поставки СПГ в Европу впервые стали отставать от темпов 2019 года.

Источник: Baltnews.lt, 19.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики