Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-кактус в горле. Европе легче "проштрафиться", чем покупать газ у США

СПГ-кактус в горле. Европе легче "проштрафиться", чем покупать газ у США

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал, в чем заключается причина падения поставок американского СПГ в Европу.

Условия покупки американского сжиженного природного газа (СПГ) для европейцев изначально были невыгодны, уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

"Суть закупок американского СПГ в том, что европейская фирма, у которой есть контракт с американским терминалом, на выходе получает газ, за который она уже заплатила больше, чем сможет получить в Европе, продав его. Но у фирм был контракт, поэтому возникла ситуация, когда "мышки плакали", но продолжали есть этот "сжиженный кактус", так как деваться им было некуда", – рассказал Симонов порталу Baltnews.

По словам эксперта, основная проблема заключается в том, что многие американские СПГ-терминалы продают газ по так называемой толлинговой схеме.

"Это означает, что европейская компания покупает у американцев не газ, а мощности на терминале. То есть просто оплачивает операцию сжижения. А дальше получает газ по формуле: стоимость американского рынка плюс транспортировка до терминала плюс стоимость сжижения. Эту фиксированную цену компания платит, получает газ, а дальше что хочет, то и делает", – объяснил энергетик.

Он подчеркнул, что таким образом цена на терминале в США уже оказывается существенно выше, чем себестоимость газа и цена в Европе.

"Тем не менее газ все равно приходил. Почему? На это была масса причин – теплая зима, переполненные хранилища из-за ожидавшегося конфликта России и Украины, который не состоялся, а газ под него уже закупили, провал в экономике. Все это привело к тому, что спрос на газ упал и вместе с ним на хабах упали цены", – добавил Симонов.

Глава ФНЭБ напомнил, что весной этого года цены доходили до 30–40 долларов за тысячу кубов, что просто смешно. Однако летом цифры упали до такого уровня, что европейским компаниям стало выгоднее платить штраф, чем покупать американский СПГ.

"Контракт предполагает, что покупатель условно в 2020 году возьмет определенный объем газа по определенной формуле цены. Если компания этот газ не берет, то платит штраф. И долгое время сумма штрафа превышала убытки от транспортировки газа из США в Европу. Поэтому они везли его, и была эта волна. А летом, когда цена окончательно "прихлопнулась", оказалось, что дешевле заплатить штраф. Отсюда провал и пошел", – объяснил специалист.

По его словам, осенью цена начала чуть-чуть исправляться и уже подбирается к отметке 100 долларов за тысячу кубов. "Это означает, что спрос на американский СПГ будет устанавливаться, но этот кейс очень важен с точки зрения анализа рынка, который бывает неадекватным", – отметил эксперт.

"Часто встречаются утверждения, что если американский СПГ пришел в Европу, то российскому газу конец. На самом деле это не означает, что на этом СПГ кто-то в Европе зарабатывает, кроме американских терминалов. И конкурентоспособность российского трубопроводного газа в честной конкуренции все равно гораздо выше", – резюмировал Симонов.

Ранее издание "Коммерсант" со ссылкой на данные европейских операторов СПГ-терминалов сообщило, что в этом году американские поставки СПГ в Европу впервые стали отставать от темпов 2019 года.

Источник: Baltnews.lt, 19.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики