Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как отразятся на добыче нефти изменения налоговых условий в отрасли

Как отразятся на добыче нефти изменения налоговых условий в отрасли

Пакет законопроектов, фактически реформирующих налогообложение нефтяной отрасли приняла Госдума в первом чтении. По расчетам Минфина, эти меры позволят дополнительно пополнить федеральный бюджет в 2021 году более чем на 200 млрд рублей. Но, с другой стороны, они увеличат и без того немалую фискальную нагрузку на отрасль, а также могут оказать влияние на ее дальнейшее развитие.

По словам вице-премьера Юрия Борисова, правительство вынужденно пошло на изменение уже принятых правил налогообложения. "Надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 года можно будет вернуться к преференциям", - подчеркнул Борисов, выступая на Тюменском нефтегазовом форуме. Он отметил, что дополнительные расходы бюджета из-за пандемии в этом году составили примерно 4 трлн рублей. "Они требуют возмещения, и для Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, такое решение наиболее простое", - сказал вице-премьер.

Если вкратце говорить о предложенных изменениях, то они предполагают отмену целого ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), некоторых преференций по уплате экспортной пошлины на нефть и коэффициента выработанности запасов, который применялся при расчете налоговых выплат. Взамен компаниям, которые пока получают перечисленные фискальные послабления, предлагается перейти на налог на добавленный доход (НДД), пилот которого был запущен в 2019 году для 5 групп месторождений Западной и Восточной Сибири, Каспия и Арктики. Теперь, кроме этих регионов, применять НДД станет возможно для участков недр на Северном Кавказе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Но условия НДД также ужесточаются.

В пресс-службе Минфина "РГ" подчеркнули, что предлагаемая корректировка параметров НДД в долгосрочной перспективе не приведет к сокращению добычи нефти. Принимаемые меры позволят оптимизировать предоставление налоговых льгот в нефтяной отрасли, а также компенсировать выпадающие доходы бюджета, объем которых в 2019 году превысил запланированные показатели (по НДД) и составил порядка 200 млрд рублей.

"Переход участков с льготой по выработанности на НДД по-разному будет отражаться на активах",- говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. - Где-то это позволит ввести в разработку нерентабельные в текущих условиях запасы. Но в среднем по отрасли нагрузка немного вырастет.

В невыгодном положении оказались проекты по добычи сверхвязкой нефти в Волго-Уральском районе и Западной Сибири, а также отдельные месторождения сложные для разработки почти во всех нефтеносных провинциях нашей страны. Для них отмена льгот означает снижение рентабельности производства. Если принятые меры временные, то в период действия ОПЕК+ падение или даже остановка добычи на этих участках не окажет особого влияния на ее общие объемы. Но после окончания сделки в 2022 году, когда производство нужно будет наращивать, это способно сильно затормозить процесс восстановления.

"В переходе с многочисленных льгот на единый налоговый режим - НДД, есть здравое зерно", - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Но очередное изменение правил игры может серьезно сказаться на инвестициях в отрасль, которой необходима налоговая стабильность. В совокупности же, это поставит под удар все проекты так или иначе связанные с отменяемыми преференциями. Невозможно изъять из отрасли 200 млрд рублей без ущерба для нее. Если раньше мы говорили о перспективах роста добычи после сделки ОПЕК+, то теперь же в лучшем случае придется очень стараться хотя бы выйти на уровень 2018-2019 годов. Причем его еще нужно будет удержать, ведь если добыча начнет падать, то и налоговые поступления расти не будут, сказал Симонов.

Впрочем, с 2024 года в России планируется предоставлять нефтяным компаниям дополнительный вычет для выработанных месторождений, что может немного исправить положение. "С учетом этого, законопроект не окажет значительного влияния на большую часть планов по добыче после завершения сделки ОПЕК+", - считает Дарья Козлова. Но, по ее мнению, этого может быть недостаточно для значительного увеличения объемов производства после 2022 года. Поэтому темпы восстановления будут зависеть от того удастся ли отрасли договориться с Минфином о новых стимулах через 3 года, сказала Козлова.

Отдельных слов заслуживает еще то, что ожидаемое снижение инвестиций вероятнее всего приведет к отмене или переносу запуска части новых проектов компаний, связанных с трудноизвлекаемой нефтью, проектов на шельфе, а также работ по созданию инновационных технологий разведки и добычи. А это значит, что нововведения затронут рынок труда, промышленность, науку и негативно скажутся на выполнении программы импортозамещения.

В Минэнерго тему комментировать отказались.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики