Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Козырь ненадолго. Турция не воспринимает всерьез месторождение в Черном море

Козырь ненадолго. Турция не воспринимает всерьез месторождение в Черном море

Турция хочет добиться снижения цены на газ по долгосрочным контрактам с Россией. В качестве аргумента она использует наличие у страны нового месторождения в Черном море.

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Денмез заявил, что страна находится в процессе переговоров с РФ по долгосрочным контактам с целью снижения цен на газ. Как отметил глава ведомства, недавно открытое месторождение в Черном море (объем – около 320 млрд кубометров) позволяет турецкой стороне уменьшить расходы на импорт топлива и снизить тарифы на газ.

Baltnews поговорил с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), экспертом Финансового университета при Правительстве РФ Игорем Юшковым о том, действительно ли черноморское месторождение способно ослабить зависимость Турции от закупок газа, а также о том, как дальше будут развиваться энергетические отношения Анкары и Москвы.

"Я думаю, что на самом деле ставку на это месторождение никто не делает. Потому что оно небольшое, не факт, что они будут его разрабатывать активно. Пока что месторождение больше используется в качестве такого информационного рычага давления на переговорах. И я уверен, что Турция останется крупным покупателем российского газа, и Россия будет для Турции одним из ведущих поставщиком, занимая, может быть, место в тройке по поставкам", – сказал Юшков.

То, что первое полугодие на турецком рынке было не самым успешным для "Газпрома", связано с целым рядом факторов, напомнил эксперт. Анкара неохотно брала российский газ, говоря, что может и вовсе без него обходиться. Кроме того, на турецком рынке у "Газпрома" контракты с нефтяной привязкой, а значит цена на газ формировалась все первое полугодие исходя из стоимости черного золота на конец прошлого года – примерно 60–70 долларов за баррель.

"Второе же полугодие цена газа будет высчитываться исходя из стоимости нефти в первой половине 2020 года. Сентябрь-ноябрь будут низкие цены на газ, поэтому Турция может вполне вернуться к бóльшим закупкам топлива из России. [...] В отличие от Ирана, никаких проблем у нас, в том числе геополитических – нет. Иран находится под санкциями, США постоянно на него давят, пытаясь "скинуть" правящий режим. И вопрос, сможет ли Иран постоянно выполнять свои контрактные обязательства, стоит остро. Есть новый газопровод из Азербайджана, сейчас по нему идут поставки. Но буквально два года назад Азербайджан не мог выполнить свои контрактные обязательства перед покупателями его газа, и вернулся к закупкам у "Газпрома". Так что там тоже с ресурсной базой не все в порядке", – добавил Юшков.

Поэтому вопрос продолжения закупок газа Турцией у Россией, скорее всего, решенный. Остается проблема цены. По мнению эксперта, жесткая борьба по стоимости, вероятно, продолжится. Это может привести даже к перерыву с крупными контрактами между сторонами.

"Но я думаю, что дальше у Турции просто не будет таких козырей, как есть сейчас. Цены на спотовых рынках растут, СПГ уже так выгодно, как это было в первом полугодии, Турция брать не сможет. И особые аргументы для колоссальных скидок в будущем не представятся", – резюмировал Юшков.

Источник: Baltnews.ee, 24.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики