Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прогнозы экспорта газа Минэкономразвития и «Газпрома» разошлись на 12,5%

Прогнозы экспорта газа Минэкономразвития и «Газпрома» разошлись на 12,5%

Чем власти объясняют разницу в оценках

Минэкономики в своем прогнозе социально-экономического развития оценило экспорт российского газа в Европу и Китай в 2020 году на уровне лишь 149 млрд куб. м. Это на 18% ниже, чем в 2019 году, и на 12% меньше, чем ожидает «Газпром»

В новом прогнозе социально-экономического развития России, подготовленном Минэкономразвития к осеннему бюджетному циклу (представлен 26 сентября, есть у РБК), прогноз по экспорту трубопроводного газа в дальнее зарубежье в 2020 году составляет 148,8 млрд куб. м («Газпром» — монопольный экспортер трубопроводного газа). Это на 18,5% меньше, чем было поставлено за рубеж за пределы СНГ в 2019 году, следует из данных Минэкономразвития.

Прогнозные оценки по экспорту газа для сводного прогноза Минэкономразвития были предоставлены Министерством энергетики России, уточнил представитель Минэкономразвития.
Прогноз по экспорту газа с учетом стран СНГ на 2020 год составляет 184,4 млрд куб. м — на 16,4% меньше прошлогоднего экспорта и на 22% меньше, чем прогнозировалось год назад на 2020 год, следует из документа Минэкономразвития.

Под поставками газа в дальнее зарубежье понимается экспорт в Европу (включая Турцию) и Китай. Поставки газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» начались в декабре 2019 года.

Минэкономразвития указывает, что после провала 2020 года и восстановительного периода для мировой и российской экономик экспорт газа из России с учетом мощностей «Силы Сибири» вырастет до 240,5 млрд куб. м к 2023 году. Это на 9% больше по сравнению с докоронавирусным 2019 годом.

Расхождение в оценках

Данные по экспорту трубопроводного газа от властей и от «Газпрома» не совпадают. Так, по данным газового концерна, в 2019 году он поставил в страны дальнего зарубежья (преимущественно в Европу) 199,2 млрд куб. м — против ведомственной оценки в 182,5 млрд куб. м за 2019 год.

«Газпром» и сейчас ожидает большего объема экспорта в 2020 году, чем указано в прогнозе Минэкономики. По оценке «Газпрома», объем экспорта газа в дальнее зарубежье в 2020 году составит примерно 170 млрд куб. м, заявлял 31 августа начальник департамента «Газпром экспорта» Андрей Зотов. Разница с ведомственным прогнозом составляет 12,5%.

Рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозировало в июне, что экспорт «Газпрома» в Европу и Турцию снизится до 163 млрд куб. м. В первом полугодии 2020 года экспорт «Газпрома» на эти рынки составил 78,9 млрд куб. м (на 18% меньше, чем за тот же период годом ранее).

Падение газового экспорта

В этом году экспорт российского газа резко сократился на фоне снижения спроса на газ в Европе из-за пандемии коронавируса. Европейские хранилища газа были заполнены на 77% уже в начале лета, хотя обычно такая загрузка хранилищ достигается к сентябрю. По данным на 24 сентября 2020 года хранилища в Европе заполнены на 94,5%.

Экспортные цены «Газпрома» тоже существенно снизились: Fitch прогнозировало, что средняя цена реализации газа на рынках за пределами СНГ составит в 2020 году $119 за 1 тыс. куб. м (снижение на 44% по сравнению с прошлогодней ценой в $211 за 1 тыс. куб. м).

В июле 2020 года (последние данные ФТС) средняя экспортная цена на газ «Газпрома» составила лишь $86,2 за 1 тыс. куб. м. При этом точка безубыточности для экспорта «Газпрома» оценивается в $100 за 1 тыс. куб. м (при поставке газа в Европу).

За январь—июль 2020 года средняя экспортная цена «Газпрома» составляет $119,6 за 1 тыс. куб. м, следует из данных ФТС.

Чем объясняется разница в оценках

По словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, разница прогнозов по экспорту газа «Газпрома» и Минэнерго может быть вызвана различиями в методологии оценки. По мнению эксперта, в прогнозе Минэкономразвития учтен только экспорт газа российского происхождения, тогда как «Газпром» учитывает и продажи закупаемого им в Центральной Азии газа и своповые операции обмена.

Как объяснила РБК пресс-служба Минэнерго, разница между прогнозами может быть обусловлена следующими факторами: разница в таможенной и договорной статистике (по оценкам экспертов, может составлять от 7 млрд до 10 млрд куб. м) возникает, когда газ прошел таможенные процедуры, но еще формально не продан;разная оценка климатических условий четвертого квартала (может составлять от 4 млрд до 6 млрд куб. м); данные из прогноза Минэкономразвития исходят из более умеренной оценки потребления газа в Европе в четвертом квартале 2020 года (исходя из более мягкого осенне-зимнего сезона); доля трубопроводного газа по сравнению с долей импортного СПГ на рынке Европе (может давать от 7 млрд до 10 млрд куб. м разницы).

Поскольку ведомственный прогноз ниже, чем прогноз «Газпрома», концерн может ориентироваться на меньшее проникновение импортного СПГ на рынок Европы (в том числе из Катара и США).

В 2019 году Евросоюз импортировал рекордное количество СПГ (108 млрд куб. м), обеспечившее 27% всего газового импорта ЕС. Однако пятую часть этого импорта обеспечил российский СПГ. Доля российского трубопроводного газа в импорте ЕС составила 38,3%.

Авторы: Иван Ткачёв, Людмила Подобедова

Источник: РБК, 26.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики