Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков предложил два варианта перевода белорусского транзита в Усть-Лугу

Юшков предложил два варианта перевода белорусского транзита в Усть-Лугу

Перенос поставок белорусских нефтепродуктов из Литвы в российский порт Усть-Луга станет самым оптимальным вариантом, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Однако сейчас организация полномасштабного транзита зависит от единственного условия, заметил он в интервью Sputnik Латвия.

Ранее глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты от четырех до шести миллионов тонн нефтепродуктов. По словам министра, свободные российские портовые мощности способны принять такие объемы при условии достижения взаимовыгодных условий.

Белоруссия обладает двумя НПЗ, которые перерабатывают до 25 миллионов тонн российской нефти в год. Это сырье поступает в Белоруссию без экспортной пошлины, поэтому Минск зарабатывает на перепродаже демпинговой нефти.

Вероятно, политическое решение о переводе белорусского транзита из Литвы в Россию принято, теперь дело за проработкой технических моментов, говорит Юшков.

«Белоруссия может перекинуть на Россию четыре-шесть миллионов тонн нефтепродуктов железной дорогой или нефтепроводом. В пользу ж/д перевозок говорит упоминание Новаком сразу нескольких портов — Усть-Луги, Приморска и Петербурга, туда нефтепродукты можно доставить только по железной дороге», — отметил эксперт.

Второй вариант заключается в перепрофилировании одной из ниток недозагруженного нефтепровода «Дружба» под нефтепродукты, объяснил эксперт. Нитку можно вывести в российские порты. Кроме того, можно построить новый трубопровод для нефтепродуктов по наиболее оптимальному маршруту, а затем подвести его к Усть-Луге.

«Заводить нефтепродукты в Усть-Лугу - это самый оптимальный вариант», — считает Юшков.

Организация доставки нефтепродуктов трубопроводом возможна, если Белоруссия сможет гарантировать его загрузку на много лет вперед. Однако в нынешних условиях такой гарантии Минск предоставить не может.

«Сейчас Москва не дает Минску особых условий и компенсаций по налоговому маневру, и к 2024 году Беларусь будет покупать российскую нефть по мировым ценам. В таких условиях Белоруссия не сможет продавать весь объем своих нефтепродуктов, как он это делает сейчас, предоставляя скидку за счет их производства из дешевой нефти. Через пять лет стоимость белорусских нефтепродуктов станет такой же, как на европейских НПЗ», — предупреждает аналитик.

В таком случае транзит нефтепродуктов по российской территории сократится и сделанные в трубопроводы инвестиции не окупятся, констатировал Юшков.

«Россия теоретически могла бы распространить на белорусов определенные выплаты, предусмотренные для российских НПЗ в рамках налогового маневра. Но сейчас ситуация такова, что политическое решение о переводе транзита в РФ принято, но как конкретно это сделать - непонятно. До тех пор, пока неясно, что будет через два-три года, речь может идти только о железнодорожных поставках в российские порты, и объема в 4-6 миллионов тонн здесь не выйдет», — резюсировал аналитик.

Республики Балтии запретили въезд ряду официальных лиц Белоруссии включая президента Александр Лукашенко. Лидер страны в ответ заявил, что не будет бороться за то, чтобы его пустили в Прибалтику. Он пообещал решить проблему экономически, переориентируя транзит на Россию.

На минувшей неделе Лукашенко сообщил, что Белоруссия готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленобласти.

Ранее Новак на встрече с коллегами из «Большой двадцатки» заявил, что глобальный спрос на топливо по итогам текущего года в среднем окажется на 10% ниже прошлогоднего уровня.

Автор: Арсений Аскольский

Источник: ИА "Политика сегодня", 28.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики