Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков предложил два варианта перевода белорусского транзита в Усть-Лугу

Юшков предложил два варианта перевода белорусского транзита в Усть-Лугу

Перенос поставок белорусских нефтепродуктов из Литвы в российский порт Усть-Луга станет самым оптимальным вариантом, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Однако сейчас организация полномасштабного транзита зависит от единственного условия, заметил он в интервью Sputnik Латвия.

Ранее глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты от четырех до шести миллионов тонн нефтепродуктов. По словам министра, свободные российские портовые мощности способны принять такие объемы при условии достижения взаимовыгодных условий.

Белоруссия обладает двумя НПЗ, которые перерабатывают до 25 миллионов тонн российской нефти в год. Это сырье поступает в Белоруссию без экспортной пошлины, поэтому Минск зарабатывает на перепродаже демпинговой нефти.

Вероятно, политическое решение о переводе белорусского транзита из Литвы в Россию принято, теперь дело за проработкой технических моментов, говорит Юшков.

«Белоруссия может перекинуть на Россию четыре-шесть миллионов тонн нефтепродуктов железной дорогой или нефтепроводом. В пользу ж/д перевозок говорит упоминание Новаком сразу нескольких портов — Усть-Луги, Приморска и Петербурга, туда нефтепродукты можно доставить только по железной дороге», — отметил эксперт.

Второй вариант заключается в перепрофилировании одной из ниток недозагруженного нефтепровода «Дружба» под нефтепродукты, объяснил эксперт. Нитку можно вывести в российские порты. Кроме того, можно построить новый трубопровод для нефтепродуктов по наиболее оптимальному маршруту, а затем подвести его к Усть-Луге.

«Заводить нефтепродукты в Усть-Лугу - это самый оптимальный вариант», — считает Юшков.

Организация доставки нефтепродуктов трубопроводом возможна, если Белоруссия сможет гарантировать его загрузку на много лет вперед. Однако в нынешних условиях такой гарантии Минск предоставить не может.

«Сейчас Москва не дает Минску особых условий и компенсаций по налоговому маневру, и к 2024 году Беларусь будет покупать российскую нефть по мировым ценам. В таких условиях Белоруссия не сможет продавать весь объем своих нефтепродуктов, как он это делает сейчас, предоставляя скидку за счет их производства из дешевой нефти. Через пять лет стоимость белорусских нефтепродуктов станет такой же, как на европейских НПЗ», — предупреждает аналитик.

В таком случае транзит нефтепродуктов по российской территории сократится и сделанные в трубопроводы инвестиции не окупятся, констатировал Юшков.

«Россия теоретически могла бы распространить на белорусов определенные выплаты, предусмотренные для российских НПЗ в рамках налогового маневра. Но сейчас ситуация такова, что политическое решение о переводе транзита в РФ принято, но как конкретно это сделать - непонятно. До тех пор, пока неясно, что будет через два-три года, речь может идти только о железнодорожных поставках в российские порты, и объема в 4-6 миллионов тонн здесь не выйдет», — резюсировал аналитик.

Республики Балтии запретили въезд ряду официальных лиц Белоруссии включая президента Александр Лукашенко. Лидер страны в ответ заявил, что не будет бороться за то, чтобы его пустили в Прибалтику. Он пообещал решить проблему экономически, переориентируя транзит на Россию.

На минувшей неделе Лукашенко сообщил, что Белоруссия готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленобласти.

Ранее Новак на встрече с коллегами из «Большой двадцатки» заявил, что глобальный спрос на топливо по итогам текущего года в среднем окажется на 10% ниже прошлогоднего уровня.

Автор: Арсений Аскольский

Источник: ИА "Политика сегодня", 28.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики