Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

По устоявшейся традиции последних лет, проводимые раз в полгода саммиты Россия-ЕС не приводят к заключению конкретных договоренностей или принятию реально значимых совместных документов. Буксует процесс разработки нового базового договора между сторонами взамен старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного еще в 1997 году, а написанного еще тремя годами ранее. Подписанные же в 2005 году четыре «Дорожные карты» о сотрудничестве в различных направлениях так и остались по сути декларационной «пустышкой», не несущей обязывающего характера.

Вот и на этот раз оптимисты, ожидавшие «прорыва», проиграли пессимистам. ЕС и РФ лишь вновь «договорились договариваться» о постепенном облегчении визового режима и лишь задекларировали готовность работать по ряду совместных интеграционных проектов на «благо модернизации» (дань новой риторике российских властей).

Причины проблем в российско-европейских отношениях вполне понятны. Стороны категорически не доверяют друг другу — Россия подозревает ЕС в желании вмешиваться в российские внутренние дела, европейцы же (по крайней мере, институты Евросоюза) воспринимают подобные постоянные жалобы Москвы как свидетельство недемократичности власти в РФ, которой поэтому нельзя доверять. К тому же в Европе есть целый ряд столиц, которые не будут готовы к прагматичному взаимодействию с Москвой еще долгие годы просто из-за «фантомных болей» исторического характера.

Между тем, реальные интересы РФ и ЕС требуют преодоления упомянутых выше проблем. Как бы не стремились многие российские политики, по выражению Дмитрия Медведва, «надувать щеки», объективно современная Россия, зажатая между экономическими гигантами (ЕС и КНР) не способна реализовать полностью автономный собственный геополитический и модернизационный проект. Следовательно, необходимо искать ключевого союзника, которым по целому ряду причин (от культурных до энергетических) может стать именно Европа. Позиции которой в мире также вызывают закономерный скепсис (особенно если учитывать тренд возвышения новых мощных экономик — Китая, Индии, Бразилии) и объективно требуют поиска стратегического партнера со все еще значительным ресурсным и научным потенциалом (а также близкой культурой) вблизи своих границ.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики