Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

По устоявшейся традиции последних лет, проводимые раз в полгода саммиты Россия-ЕС не приводят к заключению конкретных договоренностей или принятию реально значимых совместных документов. Буксует процесс разработки нового базового договора между сторонами взамен старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного еще в 1997 году, а написанного еще тремя годами ранее. Подписанные же в 2005 году четыре «Дорожные карты» о сотрудничестве в различных направлениях так и остались по сути декларационной «пустышкой», не несущей обязывающего характера.

Вот и на этот раз оптимисты, ожидавшие «прорыва», проиграли пессимистам. ЕС и РФ лишь вновь «договорились договариваться» о постепенном облегчении визового режима и лишь задекларировали готовность работать по ряду совместных интеграционных проектов на «благо модернизации» (дань новой риторике российских властей).

Причины проблем в российско-европейских отношениях вполне понятны. Стороны категорически не доверяют друг другу — Россия подозревает ЕС в желании вмешиваться в российские внутренние дела, европейцы же (по крайней мере, институты Евросоюза) воспринимают подобные постоянные жалобы Москвы как свидетельство недемократичности власти в РФ, которой поэтому нельзя доверять. К тому же в Европе есть целый ряд столиц, которые не будут готовы к прагматичному взаимодействию с Москвой еще долгие годы просто из-за «фантомных болей» исторического характера.

Между тем, реальные интересы РФ и ЕС требуют преодоления упомянутых выше проблем. Как бы не стремились многие российские политики, по выражению Дмитрия Медведва, «надувать щеки», объективно современная Россия, зажатая между экономическими гигантами (ЕС и КНР) не способна реализовать полностью автономный собственный геополитический и модернизационный проект. Следовательно, необходимо искать ключевого союзника, которым по целому ряду причин (от культурных до энергетических) может стать именно Европа. Позиции которой в мире также вызывают закономерный скепсис (особенно если учитывать тренд возвышения новых мощных экономик — Китая, Индии, Бразилии) и объективно требуют поиска стратегического партнера со все еще значительным ресурсным и научным потенциалом (а также близкой культурой) вблизи своих границ.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики