Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

По устоявшейся традиции последних лет, проводимые раз в полгода саммиты Россия-ЕС не приводят к заключению конкретных договоренностей или принятию реально значимых совместных документов. Буксует процесс разработки нового базового договора между сторонами взамен старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного еще в 1997 году, а написанного еще тремя годами ранее. Подписанные же в 2005 году четыре «Дорожные карты» о сотрудничестве в различных направлениях так и остались по сути декларационной «пустышкой», не несущей обязывающего характера.

Вот и на этот раз оптимисты, ожидавшие «прорыва», проиграли пессимистам. ЕС и РФ лишь вновь «договорились договариваться» о постепенном облегчении визового режима и лишь задекларировали готовность работать по ряду совместных интеграционных проектов на «благо модернизации» (дань новой риторике российских властей).

Причины проблем в российско-европейских отношениях вполне понятны. Стороны категорически не доверяют друг другу — Россия подозревает ЕС в желании вмешиваться в российские внутренние дела, европейцы же (по крайней мере, институты Евросоюза) воспринимают подобные постоянные жалобы Москвы как свидетельство недемократичности власти в РФ, которой поэтому нельзя доверять. К тому же в Европе есть целый ряд столиц, которые не будут готовы к прагматичному взаимодействию с Москвой еще долгие годы просто из-за «фантомных болей» исторического характера.

Между тем, реальные интересы РФ и ЕС требуют преодоления упомянутых выше проблем. Как бы не стремились многие российские политики, по выражению Дмитрия Медведва, «надувать щеки», объективно современная Россия, зажатая между экономическими гигантами (ЕС и КНР) не способна реализовать полностью автономный собственный геополитический и модернизационный проект. Следовательно, необходимо искать ключевого союзника, которым по целому ряду причин (от культурных до энергетических) может стать именно Европа. Позиции которой в мире также вызывают закономерный скепсис (особенно если учитывать тренд возвышения новых мощных экономик — Китая, Индии, Бразилии) и объективно требуют поиска стратегического партнера со все еще значительным ресурсным и научным потенциалом (а также близкой культурой) вблизи своих границ.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики