Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

По устоявшейся традиции последних лет, проводимые раз в полгода саммиты Россия-ЕС не приводят к заключению конкретных договоренностей или принятию реально значимых совместных документов. Буксует процесс разработки нового базового договора между сторонами взамен старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного еще в 1997 году, а написанного еще тремя годами ранее. Подписанные же в 2005 году четыре «Дорожные карты» о сотрудничестве в различных направлениях так и остались по сути декларационной «пустышкой», не несущей обязывающего характера.

Вот и на этот раз оптимисты, ожидавшие «прорыва», проиграли пессимистам. ЕС и РФ лишь вновь «договорились договариваться» о постепенном облегчении визового режима и лишь задекларировали готовность работать по ряду совместных интеграционных проектов на «благо модернизации» (дань новой риторике российских властей).

Причины проблем в российско-европейских отношениях вполне понятны. Стороны категорически не доверяют друг другу — Россия подозревает ЕС в желании вмешиваться в российские внутренние дела, европейцы же (по крайней мере, институты Евросоюза) воспринимают подобные постоянные жалобы Москвы как свидетельство недемократичности власти в РФ, которой поэтому нельзя доверять. К тому же в Европе есть целый ряд столиц, которые не будут готовы к прагматичному взаимодействию с Москвой еще долгие годы просто из-за «фантомных болей» исторического характера.

Между тем, реальные интересы РФ и ЕС требуют преодоления упомянутых выше проблем. Как бы не стремились многие российские политики, по выражению Дмитрия Медведва, «надувать щеки», объективно современная Россия, зажатая между экономическими гигантами (ЕС и КНР) не способна реализовать полностью автономный собственный геополитический и модернизационный проект. Следовательно, необходимо искать ключевого союзника, которым по целому ряду причин (от культурных до энергетических) может стать именно Европа. Позиции которой в мире также вызывают закономерный скепсис (особенно если учитывать тренд возвышения новых мощных экономик — Китая, Индии, Бразилии) и объективно требуют поиска стратегического партнера со все еще значительным ресурсным и научным потенциалом (а также близкой культурой) вблизи своих границ.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики