Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита Россия-ЕС

Итоги саммита Россия-ЕС

По устоявшейся традиции последних лет, проводимые раз в полгода саммиты Россия-ЕС не приводят к заключению конкретных договоренностей или принятию реально значимых совместных документов. Буксует процесс разработки нового базового договора между сторонами взамен старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного еще в 1997 году, а написанного еще тремя годами ранее. Подписанные же в 2005 году четыре «Дорожные карты» о сотрудничестве в различных направлениях так и остались по сути декларационной «пустышкой», не несущей обязывающего характера.

Вот и на этот раз оптимисты, ожидавшие «прорыва», проиграли пессимистам. ЕС и РФ лишь вновь «договорились договариваться» о постепенном облегчении визового режима и лишь задекларировали готовность работать по ряду совместных интеграционных проектов на «благо модернизации» (дань новой риторике российских властей).

Причины проблем в российско-европейских отношениях вполне понятны. Стороны категорически не доверяют друг другу — Россия подозревает ЕС в желании вмешиваться в российские внутренние дела, европейцы же (по крайней мере, институты Евросоюза) воспринимают подобные постоянные жалобы Москвы как свидетельство недемократичности власти в РФ, которой поэтому нельзя доверять. К тому же в Европе есть целый ряд столиц, которые не будут готовы к прагматичному взаимодействию с Москвой еще долгие годы просто из-за «фантомных болей» исторического характера.

Между тем, реальные интересы РФ и ЕС требуют преодоления упомянутых выше проблем. Как бы не стремились многие российские политики, по выражению Дмитрия Медведва, «надувать щеки», объективно современная Россия, зажатая между экономическими гигантами (ЕС и КНР) не способна реализовать полностью автономный собственный геополитический и модернизационный проект. Следовательно, необходимо искать ключевого союзника, которым по целому ряду причин (от культурных до энергетических) может стать именно Европа. Позиции которой в мире также вызывают закономерный скепсис (особенно если учитывать тренд возвышения новых мощных экономик — Китая, Индии, Бразилии) и объективно требуют поиска стратегического партнера со все еще значительным ресурсным и научным потенциалом (а также близкой культурой) вблизи своих границ.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики