Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > 4 наивных вопроса о нападении Польши на «Северный поток — 2»

4 наивных вопроса о нападении Польши на «Северный поток — 2»

Польское Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) выписало «Газпрому» штраф в размере 7,6 миллиардов долларов. Под раздачу попали также пять европейских компаний, от которых Варшава требует выйти из проекта «Северный поток — 2» и заплатить в общей сложности 100 миллионов долларов. Аналитический портал RuBaltic.Ru совместно с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым отвечают на 4 главных вопросов о новых претензиях Польши.

1. В чём состоят претензии польского регулятора?

Польские антимонопольщики занимаются «Северным потоком — 2» с 2016 года. Тогда они впервые заподозрили, что строительство газопровода может привести к «ограничению конкуренции». «Газпром» якобы и так доминирует на польском рынке, а если он скооперируется с нефтегазовыми компаниями Европы и построит «Северный поток — 2», то его позиции намного усилятся.

После заключения финансовой сделки «Газпрома» с европейскими кредиторами «Северного потока — 2» (Uniper, OMV, Shell, Wintershall и Engie) польский регулятор инициировал полноценное расследование. Его первой жертвой стала французская Engie.

В ноябре прошлого года она была оштрафована на 172 миллиона злотых «за постоянный и необоснованный отказ в отправке запрошенных документов».

А два месяца назад под раздачу попал «Газпром», который также отказывался предоставлять UOKiK запрашиваемую информацию.

«На мой взгляд, это преднамеренный акт, который должен был помешать продолжению разбирательства. Поэтому я решил наложить на «Газпром» штраф в размере почти 213 миллионов злотых. Это максимальная санкция, предусмотренная законом за отказ в предоставлении информации по требованию главы управления», — сообщал Томаш Хрустный.

Но это была своеобразная «артподготовка».

Сейчас UOKiK ставит точку в расследовании, которое длилось 4 года: «Газпром» должен заплатить 7,6 миллиардов долларов, его европейские партнеры — 100 миллионов долларов.

Кроме того, последним предписано в течение 30 дней выйти из «Северного потока — 2».

2. 7,6 миллиардов долларов — это же гигантская сумма. Почему так много?

Как отмечает Игорь Юшков, здесь действует формалистский подход: сумма высчитывается от оборота компании. Но проблема в том, что «Газпрому» досталось намного больше его европейских партнеров.

«Его оштрафовали, что называется, из личной неприязни. У Варшавы с Москвой не самые теплые отношения, поэтому польский антимонопольный регулятор понимает, что он может оштрафовать российскую компанию хоть на 10 миллиардов — ему за это ничего не будет. А вот конфликтовать с европейскими нефтегазовыми гигантами опасно», — уверен Юшков.

С другой стороны, участников «Северного потока — 2» нужно было как-то наказать. Вот они и получили, в отличие от «Газпрома», чисто символический штраф.

3. Знаем, поляки недавно уже взыскали с России компенсации за экспорт газа по «несправедливым» ценам. На этот раз они тоже победят?

Скорее нет, чем да. На этот раз позиция Варшава со стороны выглядит очень странно. Россия строит трубопровод в Германию, заручившись поддержкой немецких, австрийской, французской и англо-германской фирм, — при чём здесь вообще Польша?

«Для нее эта история наверняка закончится неудачно, — прогнозирует Юшков. – На стадии европейских судов шансов у противников "Газпрома" немного. В чём суть дела? Когда проект "Северный поток — 2" только начинался, под него была создана компания Nord Stream 2 AG. По 10% ее акций "Газпром" хотел продать тем самым пяти европейским компаниям. Но для осуществления сделки они должны были получить разрешения антимонопольных органов всех стран, в которых у них есть бизнес.

Все выдали, кроме польского регулятора. И европейские партнеры "Газпрома" выполнили это предписание — они не покупали по 10% акций Nord Stream 2 AG. Весь капитал компании принадлежит российскому концерну. А европейцы всего лишь выдали кредиты на строительство "Северного потока — 2".

Но согласовывать кредиты с антимонопольными службами никто не обязан. Поэтому у поляков очень слабые позиции.

Они, возможно, и не надеются победить — они просто пытаются сделать "Северный поток — 2" токсичным, заставить европейские компании отказаться от него».

Здесь Варшава явно выступает проводником американских интересов.

Соединенные Штаты точно так же призывают Европу отказаться от сотрудничества с «Газпромом», угрожая ей санкциями.

А из-за угла «подхрюкивает» польский антимонопольный регулятор.

4. Как поведут себя европейские компании? Им придется выполнить требования Польши?

Конечно, UOKiK не заставит партнеров «Газпрома» отказаться от «Северного потока — 2». Они точно так же будут обращаться в суд. Поэтому Варшава ввязалась в неравный спор.

«Польский подход выглядит очень странно. Раньше были двусторонние судебные дела — сначала Польша оштрафовала французскую Engie, потом "Газпром". А сейчас оштрафовали всех. То есть и "Газпром", и его европейские партнеры проходят по одному делу. Шесть компаний против одного антимонопольного органа. И теперь отбиваться от Польши будет проще. Любой суд, каким бы непредвзятым он ни был, будет учитывать, что на стороне "Газпрома" находятся также Uniper, OMV, Shell, Wintershall и Engie», — отмечает Юшков.

Стоит так же учитывать, что европейские инвестиции в проект «Северного потока — 2» не просто сделаны — они реализованы почти в полном объеме. Строительные работы завершены на 97%.

«Насколько я понимаю, кредит был проработан таким образом, что он должен погашаться за счет прибыли от транзита, — добавляет Юшков. – Engie в своей отчетности писала, что кредит придется списать, если "Северный поток — 2" не будет достроен. То есть польские антимонопольщики, по сути, предлагают европейским компаниям выбросить на ветер 4,5 миллиардов евро, вложенных в строительство газопровода. Очень странная позиция. Мне кажется, суд должен констатировать, что это банальное превышение полномочий».

Партнеры «Газпрома» могут выполнить требования UOKiK только в том случае, если станут жертвами американских санкций.

«Логика европейцев такова: мы делаем всё, что не запрещено законом, но если нам что-то запрещают, то мы подчиняемся, — поясняет Юшков. — Это наглядно продемонстрировала компания Allseas, которая предоставляла судно-трубоукладчик для строительства "Северного потока — 2". Думаю, в случае введения официальных запретов остальные европейские компании будут брать с нее пример».

Но пока что новых запретов нет.

Американцы ограничиваются угрозами и явно не горят желанием приводить их в исполнение.

Хотя и «Газпром» не спешит возобновлять работы по строительству «Северного потока — 2». Вокруг газопровода продолжается большая политическая игра с неясным концом.

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики