Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > 4 наивных вопроса о нападении Польши на «Северный поток — 2»

4 наивных вопроса о нападении Польши на «Северный поток — 2»

Польское Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) выписало «Газпрому» штраф в размере 7,6 миллиардов долларов. Под раздачу попали также пять европейских компаний, от которых Варшава требует выйти из проекта «Северный поток — 2» и заплатить в общей сложности 100 миллионов долларов. Аналитический портал RuBaltic.Ru совместно с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым отвечают на 4 главных вопросов о новых претензиях Польши.

1. В чём состоят претензии польского регулятора?

Польские антимонопольщики занимаются «Северным потоком — 2» с 2016 года. Тогда они впервые заподозрили, что строительство газопровода может привести к «ограничению конкуренции». «Газпром» якобы и так доминирует на польском рынке, а если он скооперируется с нефтегазовыми компаниями Европы и построит «Северный поток — 2», то его позиции намного усилятся.

После заключения финансовой сделки «Газпрома» с европейскими кредиторами «Северного потока — 2» (Uniper, OMV, Shell, Wintershall и Engie) польский регулятор инициировал полноценное расследование. Его первой жертвой стала французская Engie.

В ноябре прошлого года она была оштрафована на 172 миллиона злотых «за постоянный и необоснованный отказ в отправке запрошенных документов».

А два месяца назад под раздачу попал «Газпром», который также отказывался предоставлять UOKiK запрашиваемую информацию.

«На мой взгляд, это преднамеренный акт, который должен был помешать продолжению разбирательства. Поэтому я решил наложить на «Газпром» штраф в размере почти 213 миллионов злотых. Это максимальная санкция, предусмотренная законом за отказ в предоставлении информации по требованию главы управления», — сообщал Томаш Хрустный.

Но это была своеобразная «артподготовка».

Сейчас UOKiK ставит точку в расследовании, которое длилось 4 года: «Газпром» должен заплатить 7,6 миллиардов долларов, его европейские партнеры — 100 миллионов долларов.

Кроме того, последним предписано в течение 30 дней выйти из «Северного потока — 2».

2. 7,6 миллиардов долларов — это же гигантская сумма. Почему так много?

Как отмечает Игорь Юшков, здесь действует формалистский подход: сумма высчитывается от оборота компании. Но проблема в том, что «Газпрому» досталось намного больше его европейских партнеров.

«Его оштрафовали, что называется, из личной неприязни. У Варшавы с Москвой не самые теплые отношения, поэтому польский антимонопольный регулятор понимает, что он может оштрафовать российскую компанию хоть на 10 миллиардов — ему за это ничего не будет. А вот конфликтовать с европейскими нефтегазовыми гигантами опасно», — уверен Юшков.

С другой стороны, участников «Северного потока — 2» нужно было как-то наказать. Вот они и получили, в отличие от «Газпрома», чисто символический штраф.

3. Знаем, поляки недавно уже взыскали с России компенсации за экспорт газа по «несправедливым» ценам. На этот раз они тоже победят?

Скорее нет, чем да. На этот раз позиция Варшава со стороны выглядит очень странно. Россия строит трубопровод в Германию, заручившись поддержкой немецких, австрийской, французской и англо-германской фирм, — при чём здесь вообще Польша?

«Для нее эта история наверняка закончится неудачно, — прогнозирует Юшков. – На стадии европейских судов шансов у противников "Газпрома" немного. В чём суть дела? Когда проект "Северный поток — 2" только начинался, под него была создана компания Nord Stream 2 AG. По 10% ее акций "Газпром" хотел продать тем самым пяти европейским компаниям. Но для осуществления сделки они должны были получить разрешения антимонопольных органов всех стран, в которых у них есть бизнес.

Все выдали, кроме польского регулятора. И европейские партнеры "Газпрома" выполнили это предписание — они не покупали по 10% акций Nord Stream 2 AG. Весь капитал компании принадлежит российскому концерну. А европейцы всего лишь выдали кредиты на строительство "Северного потока — 2".

Но согласовывать кредиты с антимонопольными службами никто не обязан. Поэтому у поляков очень слабые позиции.

Они, возможно, и не надеются победить — они просто пытаются сделать "Северный поток — 2" токсичным, заставить европейские компании отказаться от него».

Здесь Варшава явно выступает проводником американских интересов.

Соединенные Штаты точно так же призывают Европу отказаться от сотрудничества с «Газпромом», угрожая ей санкциями.

А из-за угла «подхрюкивает» польский антимонопольный регулятор.

4. Как поведут себя европейские компании? Им придется выполнить требования Польши?

Конечно, UOKiK не заставит партнеров «Газпрома» отказаться от «Северного потока — 2». Они точно так же будут обращаться в суд. Поэтому Варшава ввязалась в неравный спор.

«Польский подход выглядит очень странно. Раньше были двусторонние судебные дела — сначала Польша оштрафовала французскую Engie, потом "Газпром". А сейчас оштрафовали всех. То есть и "Газпром", и его европейские партнеры проходят по одному делу. Шесть компаний против одного антимонопольного органа. И теперь отбиваться от Польши будет проще. Любой суд, каким бы непредвзятым он ни был, будет учитывать, что на стороне "Газпрома" находятся также Uniper, OMV, Shell, Wintershall и Engie», — отмечает Юшков.

Стоит так же учитывать, что европейские инвестиции в проект «Северного потока — 2» не просто сделаны — они реализованы почти в полном объеме. Строительные работы завершены на 97%.

«Насколько я понимаю, кредит был проработан таким образом, что он должен погашаться за счет прибыли от транзита, — добавляет Юшков. – Engie в своей отчетности писала, что кредит придется списать, если "Северный поток — 2" не будет достроен. То есть польские антимонопольщики, по сути, предлагают европейским компаниям выбросить на ветер 4,5 миллиардов евро, вложенных в строительство газопровода. Очень странная позиция. Мне кажется, суд должен констатировать, что это банальное превышение полномочий».

Партнеры «Газпрома» могут выполнить требования UOKiK только в том случае, если станут жертвами американских санкций.

«Логика европейцев такова: мы делаем всё, что не запрещено законом, но если нам что-то запрещают, то мы подчиняемся, — поясняет Юшков. — Это наглядно продемонстрировала компания Allseas, которая предоставляла судно-трубоукладчик для строительства "Северного потока — 2". Думаю, в случае введения официальных запретов остальные европейские компании будут брать с нее пример».

Но пока что новых запретов нет.

Американцы ограничиваются угрозами и явно не горят желанием приводить их в исполнение.

Хотя и «Газпром» не спешит возобновлять работы по строительству «Северного потока — 2». Вокруг газопровода продолжается большая политическая игра с неясным концом.

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики