Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польский антимонопольный регулятор оштрафовал «Газпром» и европейских партнеров проекта «Северный поток — 2»

Польский антимонопольный регулятор оштрафовал «Газпром» и европейских партнеров проекта «Северный поток — 2»

«Газпром» оштрафован на 7,6 млрд долларов, компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall — на 61 млн долларов. Российская компания заявила о намерении обжаловать решение польского регулятора

Польский антимонопольный регулятор (UOKiK) оштрафовал «Газпром» на 7,6 млрд долларов по делу «Северного потока — 2», а европейские партнеры проекта — компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall — на 61 млн долларов.

«Газпром» и партнеры были наказаны максимальными финансовыми санкциями, предусмотренными польским законодательством (10% годового оборота), за строительство газопровода без согласия антимонопольного ведомства Польши. Кроме того, иностранные компании должны расторгнуть договоры о финансировании строительства «Северного потока — 2» в течение 30 дней. В UOKiK полагают, что завершение строительства газопровода может привести к росту цен на газ и поставить под угрозу бесперебойность его поставок в Польшу.

В Кремле уверены, что «Газпром» обеспечит контрмеры на решение польского регулятора в отношении российской компании, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов.

— Польша сегодня выписала «Газпрому» многомиллиардный штраф. Штраф также получили его партнеры по проекту «Северный поток — 2». Утверждают, что газопровод нарушает интересы покупателей. Планируется ли какая-то реакция на действия властей Польши со стороны Кремля?

— Безусловно, информация достаточно новая. И ее нужно с правовой точки зрения анализировать. Не сомневаюсь, что все, что можно и нужно делать с точки зрения правового обеспечения каких-то контрдействий, будет корпорацией сделано.

— Как скажутся на российско-польских и на российско-европейских отношениях подобные решения Польши?

— К сожалению, вряд ли можно назвать российско-польские отношения процветающими. И вряд ли можно предположить, что что-то скажется негативно. В целом, отношения находятся не на должном уровне, к сожалению.

Польский регулятор инициировал расследование в отношении «Газпрома» и пяти его партнеров по «Северному потоку — 2» в мае 2018 года. По данным регулятора, «Газпром» без предварительного согласия UOKiK заключил финансовую сделку с этими компаниями, и в результате она может привести к ограничению конкуренции.

Штраф огромный — весь «Северный поток — 2» стоит 9,4 млрд долларов. И теперь все это, скорее всего, будет объединено в одно большое дело: участники «Северного потока — 2» против польского антимонопольного органа, дело затянется как минимум на год, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

— Просто так отказаться от этого штрафа уже будет нельзя. Поэтому теперь все стороны пойдут в суд и будут стараться отменить этот штраф, польские антимонопольщики попытаются доказать свою правоту. Дело в том, что антимонопольный орган Польши запретил в свое время продажу по 10% акций этим пяти европейским компаниям. И «Газпром» выполнил это решение. Стороны не создавали совместного предприятия. «Газпром» владеет всеми 100% акций, он ничего в итоге не продал. То есть они выполнили предписания польского антимонопольного органа, который считает, что компании просто обошли это, что на самом деле они не выполнили предписание, акции они не купили, но выдали кредит. Но никто не говорил, что кредиты выдавать нельзя «Газпрому» на строительство «Северного потока — 2». И вопрос выдачи кредита на строительство не находится в плоскости регулирования польских антимонопольщиков. Поэтому почему поляки сейчас так с шашкой наголо выступают и считают, что выигрывают? Это довольно странно, потому что по факту компании не нарушали предписаний польских антимонопольщиков.

— Каковы потенциальные экономические последствия?

— Если какое-то решение будет в 2021 году, это уже будет хорошо. Но в целом, я думаю, пока они пойдут по польской инстанции, потом перейдут в высшую, в европейские суды, это вторая половина 2021-го — начало 2022 года. Пока стороны подали апелляцию, они не обязаны выплачивать этот штраф. Поэтому пока никто не пострадает. Единственное, что польский антимонопольный орган помимо штрафа еще предписал всем разорвать договоры о финансировании строительства «Северного потока — 2». По идее, сейчас «Газпром» должен вернуть около 4,5 млрд евро пяти европейским компаниям. Но вряд ли «Газпром» это будет делать. Он тоже будет указывать на то, что, пока все судятся, исполнять предписания польского антимонопольного органа никто не обязан. То есть польский антимонопольный орган пытается создать «Северному потоку — 2» эффект токсичности, чтобы в итоге все европейские партнеры сказали, что тут много проблем с газопроводом: и санкциями угрожают, и антимонопольщики штрафы выписывают, дай-ка я добровольно от него откажусь, выйду и вообще приму сторону противников проекта и скажу, что мне он все-таки не нужен. Основная цель, я думаю, сейчас такая. Плюс поляки таким образом могут давить на «Газпром» в плане переговоров о новом контракте на поставку газа, потому что в 2022 году действующий контракт закончится, польская государственная компания говорила, что старый так называемый ямальский контракт они продлевать не будут. Но не говорят о том, что они вообще никакого контракта подписывать не будут. Вполне возможно, что они что-то подпишут и давят на «Газпром», чтобы тот был более сговорчивым, возможно, по контрактам после 2022 года.

«Газпром» уже заявил, что не согласен со штрафом польского регулятора и будет его обжаловать, поскольку беспрецедентная величина штрафа свидетельствует о желании любыми средствами противодействовать реализации проекта «Северный поток — 2».

Компания Shell, участвующая финансировании «Северного потока — 2», также заявила, что не согласна с решением в отношении кредиторов газопровода, пишет «Коммерсантъ». В OMV сказали, что изучат решение польского антимонопольного регулятора, при этом подчеркнули, что компания уверена в соблюдении всех действующих законов. В Uniper отмечают, что компания не разделяет подход, которым руководствовался UOKiK в своем решении.

Источник: BFM.RU, 07.10.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики