Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США пытаются всеми силами потопить «Северный поток – 2»

США пытаются всеми силами потопить «Северный поток – 2»

Польский антимонопольный регулятор UOKiK наложил штрафы на «Газпром» и еще пять компаний, которые задействованы в строительстве трубопровода «Северный поток — 2». Регулятор также издал приказ о прекращении действия контрактов, заключенных для финансирования строительства. Об этом говорится 7 октября в Twitter UOKiK.

Польское решение затронет следующие компании: французскую Engie Energy, немецкую Uniper, австрийскую OMV, нидерландско-британскую Shell и немецкую Wintershall. Как сообщает UOKiK, в 2015 году компании заключили ряд соглашений о совместной работе над проектом без получения разрешения на создание совместного предприятия. При этом, получив право принять часть акций российской компании в качестве компенсации в случае невыполнения условий, иностранные компании стали квазиакционерами «Газпрома». Регулятор отмечает, что эта схема — попытка обойти польские законы и правила честной конкуренции.

Корреспондент «Актуальных комментариев» спросил у эксперта в сфере энергетики Константина Симонова, как действия Польши отразятся на проекте «Северный поток — 2».

— Вопрос действительно интересный, потому что с точки зрения оперативной ситуации, решение Польши никак не отразится, так как «Газпром» сейчас обратится со встречными исками, пойдет в арбитраж, и разбирательство затянется надолго. Я думаю, что газопровод успеют достроить до того, как суд вынесет окончательное решение. Конечно, Польша пытается создать предпосылки, чтобы заблокировать даже не строительство, а эксплуатацию газопровода. Потому что если признать этот иск, то дальше Польша будет пытаться арестовать имущество и сам газопровод и наложить на него определенные ограничения. В этом плане этот иск нацелен на блокировку использования.

Иск абсолютно бредовый. Здесь Польша возомнила себя США, которые налагают санкции на все, что угодно вне зависимости от реальных аргументов и законов. «Северный поток — 2» никак не касается Польши, поставок газа в эту страну. Более того Польша декларирует нежелание покупать газ у России, поэтому в этом плане вообще не ясно, о чем речь. Тут типичное нарушение рыночных принципов и конкуренции. Сейчас у Брюсселя будет очень непростая ситуация, потому что Польша довольно грубо разрушает общеевропейские правила и позволяет себе решения, которые рушат всю систему экономических отношений, в том числе в сфере газа в ЕС. Признать правоту Польши означает, что дальше все европейские страны начнут принимать безумные решения в таком роде. Не признать — Польша будет говорить о том, что Брюссель поддержал «страшную» Россию, которая отравила Навального и не достойна строить «Северный поток — 2».

То, что Польша пошла на бредовое решение, которое откровенно повышает ставки, означает, что «Северный поток — 2» — это проект, который США хотят любыми усилиями торпедировать и потопить, что еще раз подтверждает, что США, которые осуществляют активные поставки СПГ на европейский рынок, видят в российском газе главного конкурента, которого надо убирать любыми способами, прежде всего политическими. Вот отсюда и использование таких инструментов, как Польша. Сейчас будет большой скандал, никто платить деньги Польше не будет. Дальше стратегия «Газпрома» должна заключаться в том, чтобы достроить эту трубу в следующем году быстрее, чем идет это разбирательство. А дальше, когда газопровод будет достроен, начнется борьба за его эксплуатацию. Мы надеемся, что в Европе остались независимые элементы судопроизводства, и решение польского регулятора не будет одобрено.

Решение Польши абсурдно, в нем даже нет четкой аргументации. Польское антимонопольное ведомство уверяет, что газопровод наносит ущерб Польше и разрушает конкуренцию на польском рынке. Как он разрушает конкуренцию? Польша построила СПГ-терминал, никто ей не мешал этого делать. Польша вообще может не покупать российский газ, а использовать только американский. В этом тоже проблем нет. Польша заявляет, что строительство «Северного потока — 2» приведет к серьёзным последствиям для экономики Польши, а запуск газопровода поставит под угрозу непрерывность поставок СПГ в Польшу. Здесь тоже нет логики. Сами формулировки не соответствуют никакой реальности.

Источник: Актуальные комментарии, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики