Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «На всякого мудреца довольно простоты» или некоторые итоги европейской политики диверсификации

«На всякого мудреца довольно простоты» или некоторые итоги европейской политики диверсификации

 

 

На юбилейном, уже десятом по счету нефтегазовом саммите стран СНГ в Париже, среди прочего, обсуждалась и европейская энергетическая политика. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов дает анализ европейской политики по диверсификации поставок энергоносителей.

— На этом саммите как никогда часто упоминали Китай. Можно ли уже сказать, что с точки зрения доступа к энергоресурсам Европа окончательно уступила Китаю приоритет в «обработке» стран СНГ?

- Я думаю, что, действительно, такая «обработка» со стороны Китая ведется очень активно. У Китая большой интерес и к Казахстану, и к Туркмении, и Узбекистану. А ведь те проекты, на которые Европа сама могла бы претендовать с точки зрения ее нынешней политики диверсификации, очень сильно завязаны на этом регионе. У Европы не так уж много возможностей для диверсификации поставок газа, как бы им не хотелось себя убедить в обратном.

Сейчас европейские чиновники постоянно говорят о катарском сжиженном газе, как будто это их собственная заслуга, что его стало много на рынке. Правда же заключается в том, что Европа достаточно случайно получила этот новый источник поставок. Здесь сыграла свою роль, скажем так, грамотная «разводка» Соединенных Штатов, которые, фактически, обманули Катар, подсунув им совершенно не соответствующие действительности прогнозы развития своего рынка. Я никак не могу поверить в то, что ни одна из уважаемых американских организаций не могла предсказать нынешней разработки сланцевого газа. Конечно, все это было сделано сознательно. И я знаю катарских бизнесменов, которые произносили по этому поводу очень много неприятных слов в адрес Соединенных Штатов.

Получается, что, по большому счету, Европе сейчас просто подфартило. Но, что касается ее собственных действий для диверсификации поставок энергоносителей, то она очень мало, что сама здесь может продемонстрировать. Да, увеличила поставку газа Норвегия, но это тоже не заслуга Европы, а, кроме того, никаких новых проектов там не предусмотрено, только те, которые Норвегия запустила раньше. Так что, «Набукко» с данной точки зрения не просто является трубопроводом, который позволит увеличить поставки газа в Европу, но и представляет собой символ того, что Европа что-то реально делает сама, чтобы обеспечить свою собственную энергетическую безопасность.

Сейчас мы видим, как лихорадочно ведется поиск поставщиков газа для «Набукко». И в этих условиях Азербайджан стал едва ли не самой ключевой страной, поскольку без тех восьми миллиардов кубометров, которые ожидаются со второй очереди месторождения Шах-Дениз, «Набукко» никак не наполнить. Пять-шесть миллиардов кубов еле-еле наскребли, и то, с точки зрения политики многое тут очень сомнительно. Например, Европа до миллиарда кубов собирается брать в Египте, при том, что, например, Израиль считает Египет основной угрозой своей энергетической безопасности и мечтает о том дне, когда прекратит у него закупать газ. А европейцы, наоборот, говорят, что ничего страшного, давайте, поставляйте нам, мы закроем глаза на все ваши политические вопросы.

 

Интерес у Европы к центральноазиатскому региону очень высок, но, на мой взгляд, она сделала принципиальную ошибку. Дело в том, что ставилась задача постепенно выдавливать из этого региона Россию. И выдавив Россию, европейцы рассчитывали туда окончательно прийти сами и «на блюдечке» все получить. Однако сейчас они с удивлением обнаружили, что даже в таких странах, которые считались «форпостом» западных инвестиций, как, например, Казахстан, постоянно растет доля нефти, поставляемая в Китай. Европейским чиновникам долгое время казалось, что по этой стране для них вообще нет никаких вопросов, но они очень ошиблись.

В Казахстан было вложено множеств американских и европейских инвестиций, кроме того, европейцы закрыли глаза на все безобразия, которые творились в казахской политике. Им казалось, что этого достаточно, чтобы получить выгодные условия поставки энергоресурсов. Они смирились с отсутствием в Казахстане нормальных выборов, с однопартийным парламентом, с тем, что Назарбаев теперь провозглашен лидером нации. То, за что критикуют Россию, в Казахстане не замечалось. И вдруг после всех этих компромиссов Казахстан начинает продавать энергоресурсы Китаю! Для многих европейцев это стало настоящим шоком. Им нужно как-то исправлять ситуацию. Но я не думаю, что они готовы отказаться от этого региона, признав, что пока все там проиграли. Борьба за среднеазиатский регион будет продолжаться, и нужно ждать нового раунда, «переформатирования» европейской политики в регионе.

— Европейцы стали заложниками своей даже не двойной, а «тройной» морали. Не ожидаете ли Вы, что они сейчас опять могут повернуться в сторону России?

С точки зрения экономики, да, и ситуации в регионе, сценарий использования России как транзитного государства для доставки энергоресурсов из Центральной Азии, выглядит самым логичным. Это — наиболее дешевый маршрут. Но мы же понимаем, что европейская концепция энергобезопасности долгое время стоилась на том, чтобы понизить роль России. Я думаю, что эта политика была неправильной, поскольку, тем самым, Европа сама выталкивает Россию в сторону Китая. Для России эта ситуация достаточно тревожна, но и для Европы тоже.

Дело в том, что европейские политики исходят из той предпосылки, что цена на газ обязательно будет конкурентной. Но, если окажется, что газа будет не хватать, то сложится крайне драматическая ситуация. Такое уже случалось, когда Великобритания переключилась на краткосрочные спотовые контракты, и газа реально одно время не хватало. Европа предпочла просто не заметить этот эпизод, подумала, что было просто какое-то досадное недоразумение. Мне кажется, Европе сейчас нужно принять серьезное политическое решение, вернув доверие к России как к транзитному государству. Хотя тогда придется вернуть доверие и к Украине, поскольку это — единая транзитная цепочка. И тут, думаю, Европа совершила еще одну ошибку, дистанцировавшись от Украины, и переложив решение проблемы относительно транзита по Украине целиком на российские плечи.

Собственный же европейский проект «Набукко» идет крайне медленно. И мы видим, что Китай, стартовав гораздо позднее, уже свой газопровод построил. Россия тоже, конечно, пока не сильно продвинулась со своим прикаспийским трубопроводом. А почему? Потому что мы здесь с Европой вступаем в конкуренцию, которая нам совершенно не нужна. В итоге мы просто потеряли время на строительство газопровода «Восток-Запад» по территории Туркмении, который должен был связать новые месторождения западного берега Амударьи с уже существующими ветками трубопроводов. Эта новая труба свяжет берег Каспийского моря с новыми месторождениями. Ее, с одной стороны, можно использовать, чтобы перекачивать газ из месторождения Алатания в Россию и далее в Европу, а, с другой стороны, и наоборот: чтобы качать газ в сторону Китая. И Туркменистан совершенно не хочет давать гарантии использовать этот газопровод в нужном нам направлении. Ему хочется получить от России деньги, получить газопровод, а затем нас же шантажировать возможностью поставок в Китай. Так что нынешняя ситуация противостояния не принесла пользы ни России, ни Европе, а выиграл только Китай.

Беседовала Вера Медведева

Источник: E-dialog, май 2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики