Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша против "Газпрома": юридический пинг-понг с политическим флером

Польша против "Газпрома": юридический пинг-понг с политическим флером

Польша потребовала от партнеров "Газпрома" разорвать договоры по "Северному потоку-2", а также оштрафовала российскую компанию на $7,6 млрд. В эфире радио Sputnik действия польской стороны прокомментировали эксперты Василий Колташов и Алексей Гривач.

Польский антимонопольный регулятор UOKiK оштрафовал "Газпром" на 7,6 миллиарда долларов и потребовал от участвовавших в строительстве "Северного потока-2" компаний в течение 30 дней разорвать соглашения о финансировании проекта, сообщается на сайте регулятора.
 
Это подтвердил на брифинге в Варшаве глава UOKiK Томаш Хрустный. 
 
"Вчера мы закончили расследование, касающееся строительства газопровода "Северный поток-2". Мы говорим о строительстве без согласия антимонопольного органа Польши. <...> На "Газпром" и пять его партнерских компаний наложены штрафы в размере 10% годового оборота, это максимальная санкция по польскому законодательству", – заявил он.
Таким образом, европейские партнеры проекта (компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall) должны выплатить более 234 миллионов злотых, или 61 миллион долларов. Помимо этого, они обязаны разорвать договоры о финансировании строительства газопровода в течение 30 дней.
 
"Газпром" уже официально заявил о своем принципиальном несогласии с позицией польского регулятора, компания намерена обжаловать решение UOKiK о штрафе.
В эфире радио Sputnik руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов с иронией отметил, что удивлен суммой, которую Польша назначила в качестве штрафа российской компании.
 
"Могли бы назначить и 75 миллиардов долларов, и 175 миллиардов. В данном случае бессмысленно искать, каков был материальный расчет для того, чтобы вынести это решение. Поскольку расчет мог быть только политическим. Таковым он и является. Интерес Польши состоит в том, чтобы обеспечить максимум выгод для Соединенных Штатов в поставках сжиженного природного газа на европейский рынок. Польша здесь идет на жертвы для собственной экономики. Они вполне могли бы просто сказать, мол, мы несем от покупки американского СПГ потери в размере 7,6 миллиарда долларов, поэтому выставляем счет "Газпрому", чтобы он компенсировал нам эти потери. Все это часть стратегии, суть которой – постоянно наносить вред российскому бизнесу, экономике, при этом не очень оглядываться на свои потери ", – считает Василий Колташов.
 
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, комментируя требования польского регулятора к партнерам "Газпрома", отметил, что Варшава неустанно создает проблемы для российско-европейского энергетического сотрудничества.
 
"Польша давно пытается участвовать в этом процессе, заниматься таким саботажем, направленным на то, чтобы создать максимальные юридические и квазиюридические проблемы для реализации проекта "Северный поток-2" и вообще для российско-европейского энергетического сотрудничества в целом. Ранее польский регулятор выставлял штрафы: вначале французской компании Engie за якобы непредоставление информации, которую он необъективно запросил, затем "Газпрому". Эти решения оспариваются. Так и это решение. Если это будет как-то формализовано, то оно тоже, очевидно, будет оспорено участниками проекта. Это такой юридический пинг-понг с политическим флером со стороны Польши", – сказал Алексей Гривач в эфире радио Sputnik.
 
Весной прошлого года UOKiK обвинил "Газпром" и пять его партнеров по "Северному потоку-2" в нарушении антимонопольного законодательства республики из-за финансирования строительства газопровода. В ноябре регулятор оштрафовал французскую Engie на 172 млн злотых (около 45 млн долларов) за непредоставление информации, касающейся дела.
В начале этого года UOKiK обратился и в "Газпром" с просьбой предоставить новые сведения в рамках разбирательства, а российская компания в ответ попросила обосновать такой запрос.
 
В итоге регулятор решил оштрафовать "Газпром" на 50 млн евро из-за отказа сотрудничать. Это максимальная санкция, предусмотренная законодательством республики по такому делу. В "Газпроме", в свою очередь, отметили, что запрошенная UOKiK информация не имела никакой связи с предметом антимонопольного расследования.
 
Источник: Радио Sputnik, 07.10.2020

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики