Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Растем и будем расти: почему в Крыму такие цены на бензин

Растем и будем расти: почему в Крыму такие цены на бензин

"Почему так дорого?" – "Так бензин какой дорогой стал!" Подобные реплики жители и гости полуострова слышат при каждом поднятии цен. Привычка списывать любой рост цен на "бензиновый" фактор стала чем-то само собой разумеющимся.

А как иначе? С 2018 года цены на топливо только росли. Мост построили – не помогло, железную дорогу запустили – не помогло. Вот и в недавнем выступлении глава республики назвал ценообразование топлива проблемным.

Может, и вправду крымский бензин особенный и обязан стоить на 1,5-3 рубля дороже, чем на первой же заправке за мостом? Или дороговизне есть иное, более прозаичное объяснение, выясняла журналист РИА Новости Крым.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, основными путями снижения стоимости моторного топлива для населения являются изменение размера налоговых отчислений, улучшение логистики и создание конкурентной среды.

"Снижение налогов всегда болезненно для бюджета, но этот инструмент достаточно действенный, – считает Митрахович. – Оптовые цены более чем на половину сформированы из разного рода отчислений и сборов. К примеру, если снизить размер НДС для топливных компаний Крыма, сократив их издержки, розница также опустится".

Введение преференций на транспортировку топлива в автоцистернах или железнодорожными перевозками через Крымский мост, по мнению эксперта, также будет иметь положительный эффект. Третьим инструментом Митрахович назвал создание конкурентной среды.

"Если в Крыму будет больше игроков, некоторое снижение возможно и без дополнительных мер, – полагает эксперт. – Но с этим сложнее. Компании - лидеры топливного рынка по определенным причинам не могут зайти в Крым. Но у государства есть способы стимулировать конкуренцию среди меньших компаний".

Замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что снижение налоговых отчислений не возымеет заметного действия, а причина высоких цен кроется в отсутствии конкуренции.

"Завышенные цены на топливо в Крыму – это в первую очередь результат недобросовестного поведения игроков на рынке, – сказал Фролов. – Это ситуация уже стала нормой. И с этой нормой, разумеется, надо бороться".

Он напомнил, что снижение расходов на доставку топлива за счет строительства моста, а потом и грузового железнодорожного сообщения никоим образом не отразилось на рознице.

"Отсюда делаем вывод, что пока компетентные органы не дадут местным игрокам "по шапке", они в себя не придут, – констатировал эксперт. – Они привыкли к тому, что получают сверхприбыль. Трафик вырос, суточная прокачка АЗС выросла, валовая выручка – также, а реакции нет... Какой смысл снижать цены?"

Собеседник отметил, что в настоящей ситуации наиболее действенным будет вмешательство Федеральной антимонопольной службы (ФАС), прокуратуры и других компетентных органов с целью проверки наличия признаков картельного сговора и обоснованности установленной стоимости. В противном случае ожидать снижения цен не приходится. Эксперт также усомнился в справедливости предоставления налоговых льгот.

"Конечно, крымские игроки не откажутся от налоговых скидок и иной помощи, ссылаясь на высокий уровень расходов. Но если присмотреться, они несут такие же издержки, как и остальные участники рынка: НДС, коммунальные платежи, оплату аренды земли и затраты на сотрудников. При этом, в отличие от материковых коллег, действуют в условиях минимальной конкуренции, что автоматически улучшает их положение", – считает Фролов.

И в сложившейся ситуации крымские топливные компании не заинтересованы пересматривать подход к формированию розничной цены.

"Конкуренции нет и не предвидится, а стабильный поток потребителей обеспечен. Поэтому как минимум год, если не вмешаются контролирующие органы, они могут работать в привычном формате".

Подтвердить или опровергнуть точки зрения экспертов представители местных топливных компаний не смогли, воздержавшись от комментариев. Тем не менее при средней цене АИ-92 в 46 рублей за литр и АИ-95 в 52 рубля в Крыму, всего в нескольких километрах от Крымского моста, в Тамани, это же топливо стоит 44,4 и 48,50 рублей соответственно. Возможно, появление новых игроков на рынке когда-нибудь изменит ситуацию. Когда-нибудь. А пока эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на бензин в Крыму как минимум в пределах инфляции.

Автор: Элеонора Павловская

Источник: РИА Новости Крым, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики