Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Растем и будем расти: почему в Крыму такие цены на бензин

Растем и будем расти: почему в Крыму такие цены на бензин

"Почему так дорого?" – "Так бензин какой дорогой стал!" Подобные реплики жители и гости полуострова слышат при каждом поднятии цен. Привычка списывать любой рост цен на "бензиновый" фактор стала чем-то само собой разумеющимся.

А как иначе? С 2018 года цены на топливо только росли. Мост построили – не помогло, железную дорогу запустили – не помогло. Вот и в недавнем выступлении глава республики назвал ценообразование топлива проблемным.

Может, и вправду крымский бензин особенный и обязан стоить на 1,5-3 рубля дороже, чем на первой же заправке за мостом? Или дороговизне есть иное, более прозаичное объяснение, выясняла журналист РИА Новости Крым.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, основными путями снижения стоимости моторного топлива для населения являются изменение размера налоговых отчислений, улучшение логистики и создание конкурентной среды.

"Снижение налогов всегда болезненно для бюджета, но этот инструмент достаточно действенный, – считает Митрахович. – Оптовые цены более чем на половину сформированы из разного рода отчислений и сборов. К примеру, если снизить размер НДС для топливных компаний Крыма, сократив их издержки, розница также опустится".

Введение преференций на транспортировку топлива в автоцистернах или железнодорожными перевозками через Крымский мост, по мнению эксперта, также будет иметь положительный эффект. Третьим инструментом Митрахович назвал создание конкурентной среды.

"Если в Крыму будет больше игроков, некоторое снижение возможно и без дополнительных мер, – полагает эксперт. – Но с этим сложнее. Компании - лидеры топливного рынка по определенным причинам не могут зайти в Крым. Но у государства есть способы стимулировать конкуренцию среди меньших компаний".

Замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что снижение налоговых отчислений не возымеет заметного действия, а причина высоких цен кроется в отсутствии конкуренции.

"Завышенные цены на топливо в Крыму – это в первую очередь результат недобросовестного поведения игроков на рынке, – сказал Фролов. – Это ситуация уже стала нормой. И с этой нормой, разумеется, надо бороться".

Он напомнил, что снижение расходов на доставку топлива за счет строительства моста, а потом и грузового железнодорожного сообщения никоим образом не отразилось на рознице.

"Отсюда делаем вывод, что пока компетентные органы не дадут местным игрокам "по шапке", они в себя не придут, – констатировал эксперт. – Они привыкли к тому, что получают сверхприбыль. Трафик вырос, суточная прокачка АЗС выросла, валовая выручка – также, а реакции нет... Какой смысл снижать цены?"

Собеседник отметил, что в настоящей ситуации наиболее действенным будет вмешательство Федеральной антимонопольной службы (ФАС), прокуратуры и других компетентных органов с целью проверки наличия признаков картельного сговора и обоснованности установленной стоимости. В противном случае ожидать снижения цен не приходится. Эксперт также усомнился в справедливости предоставления налоговых льгот.

"Конечно, крымские игроки не откажутся от налоговых скидок и иной помощи, ссылаясь на высокий уровень расходов. Но если присмотреться, они несут такие же издержки, как и остальные участники рынка: НДС, коммунальные платежи, оплату аренды земли и затраты на сотрудников. При этом, в отличие от материковых коллег, действуют в условиях минимальной конкуренции, что автоматически улучшает их положение", – считает Фролов.

И в сложившейся ситуации крымские топливные компании не заинтересованы пересматривать подход к формированию розничной цены.

"Конкуренции нет и не предвидится, а стабильный поток потребителей обеспечен. Поэтому как минимум год, если не вмешаются контролирующие органы, они могут работать в привычном формате".

Подтвердить или опровергнуть точки зрения экспертов представители местных топливных компаний не смогли, воздержавшись от комментариев. Тем не менее при средней цене АИ-92 в 46 рублей за литр и АИ-95 в 52 рубля в Крыму, всего в нескольких километрах от Крымского моста, в Тамани, это же топливо стоит 44,4 и 48,50 рублей соответственно. Возможно, появление новых игроков на рынке когда-нибудь изменит ситуацию. Когда-нибудь. А пока эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на бензин в Крыму как минимум в пределах инфляции.

Автор: Элеонора Павловская

Источник: РИА Новости Крым, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики