Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польский рекорд: юридические атаки Варшавы на «Северный поток – 2» продолжаются

Польский рекорд: юридические атаки Варшавы на «Северный поток – 2» продолжаются

Польша подала в суд на «Газпром» и европейских инвесторов, участвующих в реализации проекта, потребовав огромные компенсации за то, что при прокладке трубопровода не заручились поддержкой и согласием Варшавы.

Польское правительство продолжает политику продавливания своих интересов. Российские проекты, которые не соответствуют личным амбициям Варшавы, Польша всеми силами стремится если не заблокировать, то снять с них солидный куш. Ничем иным не может быть объяснимо требование польской стороны к «Газпрому» об очередных компенсациях. На этот раз под пресс попала не только российская компания, но и ряд европейских. Таким образом Варшава пытается извлечь из еще недостроенного и не введенного в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» максимум выгоды. Сумма названного поляками штрафа в этот раз составила рекордные 7,6 млрд долларов. Причина недовольства антимонопольного ведомства UOKiK – отсутствие согласования маршрута прокладки газопровода с польской стороной. Штрафные санкции наложили и на европейских инвесторов проекта, которые выделили часть средств. «Газпром», однако, уже заявил о готовности оспорить данное решение.

О том, насколько обоснованы претензии поляков и могут ли они создать проблемы, рассказал эксперт ФНЭБ и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

По его словам, при создании «Северного потока – 2» российской монополией было инициировано создание спецгруппы NordStream 2, которая должна была курировать воплощение проекта. Акционерами данной структуры должны были стать еще пять европейских компаний, которые были согласны финансировать строительство. В результате партнеры должны были получить часть активов – по 10 процентов акций NordStream 2.

От европейских коллег для создания подобного объединения необходимо было получить согласие на разрешение инвестирования российского трубопровода от всех стран-участниц Старого Света, с которыми ведется бизнес. Все государства без проблем подписали этот документ, но Польша заблокировала дальнейшую реализацию на этом этапе. Подписанный всеми странами контракт был прикрыт польской антимонопольной службой, и сделка не состоялась.

Но «Газпром» нашел выход из ситуации, оставшись единственным акционером. Партнеры согласились выделить займы для того, чтобы достроить трубу.

Кредитные средства составили практически 50 процентов бюджета проекта, который составляет 9,5 млрд евро. Оставшиеся 50 процентов вложила российская сторона.

Фактически условия, выдвинутые Польшей, были выполнены. Но Варшава продолжила и далее препятствовать осуществлению проекта, обвиняя европейские компании в поддержке России. Вновь выдвинутые обвинения вызывают недоумение не только у РФ, но и у европейских партнеров, поскольку не имеют под собой оснований: при подобных кредитных соглашениях не требуется одобрение регуляторов каждой страны ЕС, тем более страны, которая никаким образом в строительстве не задействована, заметил эксперт.

С этой стороны требования и штрафы польской стороны не способны создать препятствий. Могут даже усилить позиции российской компании в процессе разбирательства, ведь раньше Россия в одиночку противостояла юридическим атакам. Теперь в дело втянуты заинтересованные европейские компании, которые могут потерять свои вложения, ведь на их инвестиции также наложили санкции. Претензии Варшавы не убедительны, оснований выполнять их требования нет. Эта страна не обладает юрисдикцией для того, чтобы накладывать штрафы на бизнес других государств, ведущийся вне ее территории. Попытка отсудить 7,6 млрд долларов выглядит нелепо – это почти то же самое, что потребовать конфисковать газопровод в свою пользу, так как сумма сопоставима с затратами на строительство всего проекта, подытожил специалист.

Автор: Егор Соколов

Источник: Newvz.ru, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики