Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польский рекорд: юридические атаки Варшавы на «Северный поток – 2» продолжаются

Польский рекорд: юридические атаки Варшавы на «Северный поток – 2» продолжаются

Польша подала в суд на «Газпром» и европейских инвесторов, участвующих в реализации проекта, потребовав огромные компенсации за то, что при прокладке трубопровода не заручились поддержкой и согласием Варшавы.

Польское правительство продолжает политику продавливания своих интересов. Российские проекты, которые не соответствуют личным амбициям Варшавы, Польша всеми силами стремится если не заблокировать, то снять с них солидный куш. Ничем иным не может быть объяснимо требование польской стороны к «Газпрому» об очередных компенсациях. На этот раз под пресс попала не только российская компания, но и ряд европейских. Таким образом Варшава пытается извлечь из еще недостроенного и не введенного в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» максимум выгоды. Сумма названного поляками штрафа в этот раз составила рекордные 7,6 млрд долларов. Причина недовольства антимонопольного ведомства UOKiK – отсутствие согласования маршрута прокладки газопровода с польской стороной. Штрафные санкции наложили и на европейских инвесторов проекта, которые выделили часть средств. «Газпром», однако, уже заявил о готовности оспорить данное решение.

О том, насколько обоснованы претензии поляков и могут ли они создать проблемы, рассказал эксперт ФНЭБ и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

По его словам, при создании «Северного потока – 2» российской монополией было инициировано создание спецгруппы NordStream 2, которая должна была курировать воплощение проекта. Акционерами данной структуры должны были стать еще пять европейских компаний, которые были согласны финансировать строительство. В результате партнеры должны были получить часть активов – по 10 процентов акций NordStream 2.

От европейских коллег для создания подобного объединения необходимо было получить согласие на разрешение инвестирования российского трубопровода от всех стран-участниц Старого Света, с которыми ведется бизнес. Все государства без проблем подписали этот документ, но Польша заблокировала дальнейшую реализацию на этом этапе. Подписанный всеми странами контракт был прикрыт польской антимонопольной службой, и сделка не состоялась.

Но «Газпром» нашел выход из ситуации, оставшись единственным акционером. Партнеры согласились выделить займы для того, чтобы достроить трубу.

Кредитные средства составили практически 50 процентов бюджета проекта, который составляет 9,5 млрд евро. Оставшиеся 50 процентов вложила российская сторона.

Фактически условия, выдвинутые Польшей, были выполнены. Но Варшава продолжила и далее препятствовать осуществлению проекта, обвиняя европейские компании в поддержке России. Вновь выдвинутые обвинения вызывают недоумение не только у РФ, но и у европейских партнеров, поскольку не имеют под собой оснований: при подобных кредитных соглашениях не требуется одобрение регуляторов каждой страны ЕС, тем более страны, которая никаким образом в строительстве не задействована, заметил эксперт.

С этой стороны требования и штрафы польской стороны не способны создать препятствий. Могут даже усилить позиции российской компании в процессе разбирательства, ведь раньше Россия в одиночку противостояла юридическим атакам. Теперь в дело втянуты заинтересованные европейские компании, которые могут потерять свои вложения, ведь на их инвестиции также наложили санкции. Претензии Варшавы не убедительны, оснований выполнять их требования нет. Эта страна не обладает юрисдикцией для того, чтобы накладывать штрафы на бизнес других государств, ведущийся вне ее территории. Попытка отсудить 7,6 млрд долларов выглядит нелепо – это почти то же самое, что потребовать конфисковать газопровод в свою пользу, так как сумма сопоставима с затратами на строительство всего проекта, подытожил специалист.

Автор: Егор Соколов

Источник: Newvz.ru, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики