Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На последней миле: «Газпром» счел неэффективными вложения в газификацию

На последней миле: «Газпром» счел неэффективными вложения в газификацию

Монополия планирует завершить программу при помощи государства

Затраты, необходимые на завершение комплексной программы газификации по всем регионам, составят 1,2 трлн рублей до 2025 года и 1,9 трлн рублей — до 2030-го. «Газпром», взявшийся за завершение программы, считает инвестиции в развитие газоснабжения экономически неэффективными и предлагает государству помочь с привлечением средств — например, за счет введения специализированного сбора с экспортных поставок голубого топлива. Завершить газификацию страны к 2024–2030 годам в июне поручил правительству президент Владимир Путин. Подключение россиян к газораспределительным сетям должно быть обеспечено без привлечения их средств, подчеркивалось в документе.

Ход исполнения этих поручений на прошлой неделе обсуждался в Петербурге на площадке ООО «Газпром Межрегионгаз» под председательством замминистра энергетики Павла Сорокина, рассказал он «Известиям». Подробностей совещания чиновник не раскрыл. Но по словам источника «Известий», присутствовавшего на совещании, итоги встречи — неутешительные. В основе программы лежит концепция создания шести «О», пояснил собеседник редакции: одно окно, один договор, один региональный оператор, один месяц на подключение, один оператор по предоставлению газового оборудования и его ремонта. Но на совещании, по его данным, выяснилось, что ничего из этого сделано не было — нерешенным остаются главные вопросы: где взять деньги на завершение программы и кто станет единым оператором газификации.

Платить кто будет?

К 2026 году «Газпром» может увеличить уровень газификации страны с нынешних 71,4% до промежуточного директивного уровня в 74,7%. Правда, только в 67 из 85 субъектов федерации, говорится в презентации «Газпром Межрегионгаза» (имеется в распоряжении «Известий»), которую представители компании представили на совещании в Санкт-Петербурге. «Для этого потребуется беспрецедентная программа развития газоснабжения, где инвестиции группы «Газпром» составят 526,1 млрд рублей», — отмечается в документе. Средства планируется направить на строительство газопроводов-отводов и межпоселковых трубопроводов. На строительство распределительных сетей и технологическое присоединение абонентов (так называемая «последняя миля») потребуется еще порядка 350 млрд рублей, которые «Газпром» предлагает изыскать из бюджета.

Для «Газпрома» такой рост затрат на газификацию действительно беспрецедентный: за последние 15 лет совокупные сложения компании в развитие газоснабжения страны составили около 450 млрд рублей — в среднем около 30 млрд в год. Для сравнения, затраты на спонсорский контракт Лиги чемпионов обходится корпорации в половину этой суммы — 14 млрд рублей.

— Программа вложений в газификацию, принятая «Газпромом», составляет более 500 млрд рублей, и это трехкратное увеличение по сравнению с предыдущей пятилеткой. Но это всё равно не включает в себя «последнюю милю», а лишь интенсификацию работ в старой парадигме, — отметил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Другими словами, эти инвестиции не предполагают ответственность «Газпрома» за доведение газа от магистральной трубы до самого дома. К слову, на сентябрьской встрече с Владимиром Путиным в середине сентября глава газовой монополии Алексей Миллер сам предложил президенту страны назначить «Газпром» единым оператором программ газоснабжения и газификации.

В «Газпром Межрегионгаз» «Известиям» заявили, что по поручению президента правительство РФ совместно с «Газпромом» проработает возможность назначения компании единым оператором программ развития газоснабжения и газификации, а газораспределительные организации (ГРО) — едиными региональными операторами.

— Это позволит «Газпрому» осуществлять строительство всего комплекса объектов газификации: газопроводов-отводов, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов, а также газопроводов-вводов от внутрипоселковых сетей до границ земельных участков потребителей («последняя миля»), — отметили представители «дочки» «Газпрома».

По оценке «Газпрома», затраты, необходимые на завершение комплексной программы газификации по всем регионам, составляют 1,2 трлн рублей до 2025 года и 1,9 трлн рублей до 2030-го. Эти средства монополия предлагает получить за счет введения специализированного сбора с экспортных поставок газа на цели развития газификации.

Целесообразность такого подхода не очевидна, считает источник «Известий», близкий к комиссии по ТЭК.

— Назначение «Газпрома» единым оператором газификации соответствует его преференциям как монопольного экспортера трубопроводного газа. Так, за 2015–2019 годы дополнительные доходы ПАО «Газпром» от экспорта газа в десять раз превышали его ежегодные расходы на газификацию регионов, — сообщил собеседник редакции.

В обмен на обязательства по газификации страны «Газпром» получил монопольное право экспорта российского трубопроводного газа за рубеж, отметил экономист Михаил Делягин.

— То, как осуществляется эта газификация, мы видим: 58% для сельской местности в XXI веке — это катастрофа, — считает он. —Текущие затраты «Газпрома» на газификацию составляют всего 1% от экспортной выручки. Это ничтожные расходы, которые с большим удовольствием возьмут на себя и другие компании, которые могут пойти на внешний рынок.

Основная функция монополии — обеспечение бесперебойности поставок внутри страны, но сегодня эти функции уже во многом реализовывают независимые производители, отметил инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

— Сегодня «Газпром» обеспечивает 35% потребителей внутреннего рынка России. А в 1998 году этот показатель составлял 95%. Мы видим целый ряд регионов, где вопросами газификации занимаются частные компании, — сказал эксперт.

Пока не эффективно

В «Газпром Межрегионгаз» отмечают, что «в качестве одного из инструментов финансирования расходов на газификацию «Газпром» рассматривает и в настоящее время обсуждает с федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минфин России, Минэнерго России) возможный выпуск бессрочных облигаций с государственной поддержкой». Объем размещения может стать рекордным — 150 млрд рублей, сообщил зампред правления компании Фамил Садыгов. «Газпром» начинает серию телефонных конференций с инвесторами, а на 7 октября намечена всемирная открытая конференция, сообщила на днях компания. Монополия может предложить рынку бессрочные евробонды — первый колл-опцион по бумагам предусмотрен почти через пять лет.

В тоже время в материалах «Газпром Межрегионгаза» отмечается, что «88% инвестиций группы «Газпром» в рамках Программы развития газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации на период 2021–2025 годов являются неэффективными» и «дальнейшая газификация граждан Российской Федерации имеет выраженный социально ориентированный характер».

Экономически оправданная газификация «практически исчерпана», а работа по газификации приобрела «ярко выраженный социальный характер», считают в компании.

По словам Алексея Гривача, оценить экономическую эффективность газификации сегодня действительно сложно.

— Объемы газа непросто оценить. У нас еще не все бытовые потребители оснащены приборами учета. Далеко не все подключаются к газу и начинают его реально потреблять. Более того, не все промышленные потребители, газификация которых была предусмотрена проектом, подтверждали отбор в заявленном объеме после завершения работ, — сказал эксперт.

Сегодня газификация населения слабо влияет на объемы потребления газа, добавил он. Например, с 2015 по 2018 год поставки «Газпром Межрегионгаз» населению по открытым данным варьировались в пределах 51–52 млрд кубометров, несмотря на значительные затраты на газификацию.

При увеличении уровня газификации до 83% (потенциальный уровень) Минэнерго России оценивает прирост потребления газа в РФ в размере 33 млрд куб. м, отметил источник «Известий», близкий к президентской комиссии по ТЭК. С учетом средней цены газа около 4 тыс. руб./тыс. куб. м, в денежном выражении объем рынка может увеличиться на 130 млрд рублей в год. При этом население традиционно является достаточно дисциплинированной группой плательщиков за энергоресурсы, подчеркнул он.

— Основные причины, приводящие к долгам за газ, связаны с системными проблемами в отрасли ЖКХ, включая износ котельных, потери в теплосетях, а также недобросовестность отдельных управляющих компаний и иных участников рынка теплоснабжения. Поэтому социальная газификация, включая поставки населению, модернизация и строительство современных котельных, как правило, являются экономически рентабельной сферой деятельности, — не соглашается собеседник редакции.

Таким образом, сегодня вопросов о том, как быстро и бесплатно подключать население к газу, действительно, гораздо больше, чем ответов. Однако источник «Известий», знакомый с ходом обсуждения, рассказал, что в самое ближайшее время будет создана рабочая группа, в которую войдут представители «Газпрома», Минэнерго и президентской комиссии. И у них будет ровно три месяца на то, чтобы 1 января 2021 года (а именно к этому сроку необходимо обеспечить координацию деятельности по решению проблемы недостаточной газификации и, в частности, «последней мили») у главы государства не возникло никаких вопросов.

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики