Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последний штурм «Северного потока - 2»: трубоукладчик застрял вблизи Калининграда

Последний штурм «Северного потока - 2»: трубоукладчик застрял вблизи Калининграда

Сможет ли Варшава помешать «Газпрому» достроить газопровод

Российский трубоукладчик «Академик Черский», на которого возложены основные задачи по завершению последнего участка «Северного потока - 2» (СП-2), продолжает метаться между немецком портом Мукран, где расположена логистическая база газопровода, и российским Калининградом. Судно, почти полгода добиравшееся от Сахалина до Балтийского моря и собиравшегося оперативно подключиться к строительству еще в мае, до сих пор не может начать работы. Причины задержки не ясны: сначала укладке трубы якобы мешал нерест трески, потом на «Черском» решили провести модернизацию и переоснащение, чтобы его технические характеристики подходили требованиям проекта. Задержки с началом работы позволяют противникам СП-2 продолжить атаковать газопровод юридическими и информационными снарядами. Антимонопольное ведомство Польши предъявило «Газпрому» очередной иск — теперь на рекордную сумму в $7,6 млрд, а эксперты этой страны предрекают, что судебные тяжбы российской монополии растянутся на многие годы.

В настоящее время «Академик Черский» находится вблизи Куршской косы. В Калининград судно должно было прийти 7 октября, но пришвартоваться ему помешала «ограниченная маневренность», которая может говорить как о подготовке к смене отработавшей свою вахту команды или предстоящем пополнении груза, так означать проведение испытаний установленного оборудования.

В порте Мукран российский трубоукладчик находился с мая этого года. Немецких берегов «Академик» достиг после почти полугодичного рейса из Дальнего Востока. В конце прошлого года, когда швейцарские подрядчики отказались от участия в проекте в опасении, что могут пострадать от американских санкций против СП-2, судно было переброшено в Балтийское море. Однако оперативно приступить к работам не смогло — «Черский» надолго обосновался вблизи к портовой инфраструктуре Мукрана, а его команде, как утверждают источники «МК», было запрещено общаться с местным населением. Хотя «Газпром» не делился официальной информацией, скорее всего, кораблю потребовалось серьезное дооборудование: от замены электроники, управляющей навигационным оборудованием, или установки новых лебедок и якорей на каждый из трех судовых подъемных кранов, до повышения уровня шумоизоляции в машинном отделении и модернизации кают экипажа. По наблюдению независимых экспертов, в лучшем случае весь объем обозначенных работ завершится не ранее конца октября.

О возможном проведении испытаний свидетельствует и тот факт, что другое российское судно — баржа «Фортуна», задействованная в заключенной фазе строительства СП-2, также покинуло Мукран. Правда, корабль направился не в Калининград, а в немецкий порт Росток, а затем его маршрут был переориентирован на расположенный неподалеку немецкий порт Висмар. По мнению эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, помимо прочего, покинуть Мукран занятые в достройке СП-2 суда могли для загрузки необходимым оборудованием. В частности, сам «Черский» мог быть укомплектован дополнительными трубами, поскольку накануне его ухода их Мукрана судовые трекеры, позволяющие отслеживать движение и портовую активность судов, указывали на сопутствующую этим действиям осадку корабля.

«Определенные сроки завершения строительства морской ветки СП-2 назвать достаточно сложно — задействованные в проекте суда по разного рода причинам не спешат приступать к завершению проекта», — отмечает Юшков. Впрочем, телодвижения, к которым приступили участвующие в строительстве газопровода корабли, внушают оптимизм. К работам над СП-2 уже подключен ледокол «Владислав Стрижов», который способен обеспечить работы даже в усложняющихся климатических условиях осенне-зимнего периода.

«Передислокация судов позволяет надеяться, что в ближайшее время они встанут на обозначенную точку и смогут непосредственно приступить к работам. При начале достройки газопровода до конца декабря его запуск, если не последует никаких новых ограничительных санкций, можно будет осуществить уже во II квартале 2021 году», – отметил эксперт.

Между тем, шаги, мешающие завершению строительства морского участка СП-2 сыпятся, как из рога изобилия. В частности, на днях Польское антимонопольное ведомство UOKiK наложило на «Газпром» штраф в $7,6 млрд за то, что российская монополия не заручилась согласием Варшавы на укладку трубы. С одной стороны, как полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, эти претензии носят голословный характер, поскольку газопровод не проходит по территории Польши и вряд ли способны послужить причиной для остановки строительства последнего участка СП-2.С другой, очередные судебные тяжбы российской монополии со своими зарубежными оппонентами грозят помешать наладить полноценную работу нового газопроводного маршрута. Как пригрозил бывший руководитель Польского агентства информации и иностранных инвестиций Славомир Майман, юридические коллизии будут преследовать СП-2 и после запуска газопровода в эксплуатацию, а продолжатся долгие годы».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики