Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Россия решит уравнение с СПГ и трубопроводным газом

Как Россия решит уравнение с СПГ и трубопроводным газом

Ставка России на СПГ может стать палкой о двух концах. Государству предстоит найти четкий баланс между производством сжиженного и трубопроводного газа: это важно не только для завоевания экспортных рынков, но и для развития российских регионов. Такое мнение в интервью корреспонденту «ПолитРоссии» высказал эксперт российского фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Напомним, накануне министр энергетики России Александр Новак спрогнозировал значительный рост объемов сжиженного природного газа (СПГ) на международном рынке. По словам министра, в перспективе СПГ обгонит трубопроводный газ, и его доля реализации составит 52 % от общего потребления в мире. Следуя общемировой тенденции, Россия намерена к 2025 году нарастить производство СПГ до 68 млн тонн в год. В будущем Москва планирует обеспечить четверть всех мировых поставок сжиженного природного газа. Наиболее амбициозные и масштабные проекты по добыче и производству СПГ реализуются на полуострове Ямал и Гыдан.

Россия не откажется от «трубы»

Означает ли это, что Россия теперь меньше заинтересована в строительстве крупных трубопроводных магистралей – таких как «Северный поток – 2» и «Сила Сибири – 2»? С таким вопросом мы обратились к эксперту фонда Национальной энергетической безопасности РФ, преподавателю Финансового университета при Правительстве РФ Станиславу Митраховичу

«Думаю, Александр Новак имел в виду, что Россия будет активно развивать производство СПГ. Но это не означает, что мы очень скоро откажемся от трубопроводного газа в принципе, потому что трубопроводный газ, как правило, дешевле, чем сжиженный, – отметил он. – Полагаю, еще несколько десятилетий трубопроводный газ будет играть большую роль в российской экономике с точки зрения нашего экспортного потенциала».

По мнению Станислава Митраховича, Россия не откажется от таких перспективных проектов, как «Северный поток – 2» и «Сила Сибири – 2», поскольку они сулят значительные выгоды и широкие возможности. 

«"Северный поток – 2 – это современный, технологичный трубопровод (как и "Северный поток – 1"). Когда он будет запущен, он даст России возможность выиграть борьбу за газовый рынок. Наш газ по себестоимости добычи дешевле, и транспортировка по трубе дешевле, чем в сжиженном виде. Если труба ("Северный поток – 2" – прим. ред.) будет построена, "Газпром" будет сам себе платить за транспортировку. Получается, что мы тем самым выигрываем ценовую конкуренцию на европейском рынке, имея дешевое производство и дешевую транспортировку». 

Большое значение имеет и проект «Сила Сибири – 2», считает эксперт по энергетике. По его словам «переформатирование» маршрута будущего газопровода позволит России решить сразу несколько серьезных задач. 

«Если раньше планировались поставки газа с Уренгойского месторождения в Китай, а газ Ямала предназначался для Европы, то теперь эти возможности будут соединены. То есть: газ – в том числе и с полуострова Ямал – в будущем может поставляться в Китай по трубам», – объясняет Митрахович

У нового маршрута «Силы Сибири – 2» есть немало преимуществ. 

«Большой плюс заключается в том, что газ пойдет не в западные, как планировалось изначально, а в северные – промышленные – регионы Китая, где большой спрос на голубое топливо, – отмечает эксперт. – Это означает, что газовый маршрут теперь будет проходить через те регионы России, которые исторически были плохо газифицированы. Например, Красноярск, который зимой задыхается от смога: здесь много электростанций, работающих на угле."Сила Сибири – 2" позволит газифицировать российские регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока. То есть мы экспортный проект соединяем с проектом развития российских регионов. Это фундаментально важно». 

СПГ и Севморпуть

Впрочем, развитие производства сжиженного природного газа имеет столь же важное значение для экономического потенциала страны, как и крупные газопроводные проекты, уверен Станислав Митрахович

«Мы внедряем и осваиваем новые технологии по производству СПГ, развиваем судостроение – у нас будут строиться ледоколы, танкеры для перевозки сжиженного газа», – объясняет он. 

При этом российский сжиженный газ, как и трубопроводный, имеет преимущества на мировом рынке, поскольку он дешевле, чем СПГ, производимый основными конкурентами – такими, к примеру, как США и Катар.

Важно, что наращивание производства сжиженного природного газа придаст импульс развитию и освоению глобального маршрута, открывающего перед Россией большие возможности и перспективы. Речь идет о Северном морском пути. 

«Реализация северных газовых проектов ("Ямал СПГ" на полуострове Ямал и запланированный проект "Арктик СПГ-2" на полуострове Гыдан) в обязательном порядке будет связана с развитием Северного морского пути, – отметил Митрахович. – Причина в том, что экспортировать газ в некоторые регионы – в частности, на восток – можно будет только с помощью крупных ледоколов. А получить такие суда можно только в том случае, если будет активно развиваться Северный морской путь. С другой стороны, загрузке Севморпути, а значит, и его масштабному развитию, будет способствовать наращивание производства СПГ. Эти вещи взаимосвязаны». 

Эксперт по энергетике обратил внимание на то, что как и проект «Сила Сибири – 2», Северный морской путь нацелен не только на экспортные задачи, но и на региональное развитие. Причем речь идет о стратегически важной для России территории. 

«То есть если мы хотим развивать Арктику, мы должны вести там экономическую и хозяйственную деятельность. Часть экономической деятельности – все то, что связано с Северным морским путем», – подчеркнул Станислав Митрахович

СПГ vs трубопровод?..

Поддержка планов по наращиванию производства СПГ в России не подразумевает отказа от трубопроводного газа. 

«Это палка о двух концах, – заметил эксперт по энергетике Станислав Митрахович. – В том числе потому, что если мы слишком много производим СПГ, мы отчасти подрываем экспорт "Газпрома". Поэтому найти здесь баланс – это задача нашего руководства, чтобы, с одной стороны, развивать технологии СПГ, завоевывать место на рынке сжиженного газа, но одновременно не резать курицу, которая несет золотые яйца и выплачивает большое количество налогов. Потому что наши компании, которые занимаются СПГ (в частности, "Новатэк"), платят минимум налогов. А вот "Газпром" платит много». 

Каким должно быть соотношение производства сжиженного и трубопроводного газа – это уже вопрос политического арбитража, подчеркнул Станислав Митрахович, – уравнение, которое будет решать высшее руководство России в лице главы государства.

Ранее Станислав Митрахович в интервью «ПолитРоссии» рассказал, как РФ сможет обыграть США на газовом рынке.

Автор: Анна Ильинская

Источник: ИА «ПолитРоссия», 12.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики