Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ Белоруссии от портов Прибалтики: России нужны железобетонные гарантии (видео)

Отказ Белоруссии от портов Прибалтики: России нужны железобетонные гарантии (видео)

Наиболее выгодным вариантом переброски экспорта белорусских портов с побережья стран Прибалтики на российское является строительство нового нефтепродуктопровода. Но Россия может не согласиться на этот вариант из-за неустойчивости белорусской власти и ее неспособности дать гарантии функционирования новой транспортной инфраструктуры.

Об этом в эфире youtube-канала PolitWera заявил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков, передает корреспондент «ПолитНавигатора».

«В чем минус этого как бы идеального варианта транспортировки белорусских нефтепродуктов в Усть-Лугу? В том, что нужны гарантии загрузки трубы, иначе она не окупится. То есть нужно подписать какой-то договор о том, чтобы белорусские нефтепродукты на протяжении пяти, а то и более лет шли в больших объемах, то есть более 4 млн в год по этой трубе. Чтобы можно было за счет тарифа для обеих сторон окупить этот проект.

Здесь мы утыкаемся в вопрос, а готов ли Минск дать такие гарантии, и что будет с трубой, если в Белоруссии сменится все-таки власть? Будут ли новые власти оставаться верными этой договоренности, или скажут, что «все, что было подписано после выборов 2020 года, – не считается»?

Здесь для России возникают огромные риски. Мы потратим миллиарды долларов, а потом эта труба будет стоять пустой», – сказал Юшков.

Кроме того, экономическую перспективу такого нефтепродуктопровода осложняет налоговый маневр, который осуществляет Россия. Если к 2024 году экспортная пошлина обнулится, продукция белорусских НПЗ потеряет конкурентные преимущества на западном рынке.

По словам Юшкова, есть еще два варианта транспортировки. Самый затратный, но самый простой с точки зрения реализации и безболезненный для России – по железной дороге. Также можно переделать одну из веток нефтепровода «Дружбы» под нефтепродуктопровод. Но она уходит за Москву, где топливо нужно будет перегружать в существующий нефтепродуктопровод «Север».

В настоящее время Белоруссия экспортирует ежегодно 5 млн дизельного топлива в Великобританию и Нидерланды.

Напомним, в конце августа президент Лукашенко поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на российскую Усть-Лугу (порт в Ленинградской области). Он ожидает, что Россия поможет это сделать, снизив железнодорожные тарифы для Белоруссии. По его данным 30% литовского бюджета формируют белорусские грузопотоки через Литву.

Автор: Елена Острякова

Источник: ПолитНавигатор, 18.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики