Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубу испытывают на сжатие

Трубу испытывают на сжатие

Украина может ограничить мощности для транзита газа из России

Украина собирается постепенно отказаться от 60-70% мощностей своей газотранспортной системы (ГТС) из-за сокращения транзита российского газа в Европу. Об этом заявил гендиректор "Оператора газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ) Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts. Для России это означает, что пропускная способность маршрута через Украину для российского газа сократится с 142,5 млрд кубометров в год до 42-57 млрд кубометров. Для сравнения, в 2019 году через Украину было прокачано 89,6 млрд кубометров газа.

Это заявление вызвало недоумение: доходы от транзита газа составляют 8-10% бюджета Украины, а договор России и Украины подразумевает транзит 65 млрд кубометров газа в 2020 году и 40 млрд кубометров ежегодно с 2021 по 2024 год, с правом увеличения объемов прокачки за дополнительную плату. Причем контракт заключен по принципу "качай или плати", то есть российская сторона уплачивает украинской ГТС всю сумму за заявленный объем газа, даже если фактический объем транзита был существенно меньше.

По данным ОГТСУ, за первые 9 месяцев этого года поставки российского газа составляют 81% от зарезервированных мощностей, за которые уже внесена полная предоплата. Но это падение транзита легко объяснимо прошлой теплой зимой, затовариванием европейских хранилищ газа и последующим падением спроса на энергоресурсы из-за пандемии COVID-19.

Учитывая активное противодействие США достройке "Северного потока-2", при восстановлении спроса на газ в Европе России уже в 2021 году могут потребоваться дополнительные мощности транзита через Украину (свыше запланированных 40 млрд кубометров).

Есть несколько факторов, которые позволяют с большой уверенностью говорить, что объемы экспорта газа из нашей страны не будут ограничены технически. Едва ли Украина будет сразу консервировать 60-70% мощностей своей ГТС до истечения контракта с "Газпромом" или до момента запуска "Северного потока-2", упуская возможность получить значительные дополнительные доходы в бюджет. Также такой шаг будет еще одним доводом за скорейшую достройку "Северного потока-2" и выставит Украину ненадежным партнером в глазах стран ЕС. Кроме того, ликвидация части мощностей потребует больших затрат.

"Доходы от транзита газа составляют 8-10% бюджета Украины".

Россия в последнее десятилетие прокачивала через Украину от 62 до 104 млрд кубометров газа ежегодно. Причем минимальные объемы пришлись совсем не на последний период, а на 2014 и 2015 года. Поэтому сокращать мощность своей ГТС более чем до 100 млрд кубометров, по крайней мере до запуска "Северного потока-2", Украине нет никакого смысла. Да и в дальнейшем маршрут может быть востребован, а уничтожение части ГТС ограничит возможности страны как транзитера газа.

"Потребности в украинском транзите могут сохраниться, если в Европе будет расти спрос на российский газ (то есть не будут вводиться искусственные ограничения на его потребление и импорт), а также если Украина будет поддерживать мощности в надлежащем техническом состоянии и предлагать привлекательные условия транспортировки", - считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, сочетание этих факторов возможно, хотя и кажется на сегодняшний день маловероятным.

В Минэнерго и "Газпроме" не ответили на запрос "РГ".

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики