Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина с грустью смотрит вслед российскому транзиту газа

Украина с грустью смотрит вслед российскому транзиту газа

Украина признает невосполнимую потерю российского транзита и начинает подготовку к новой реальности: мощности газотранспортной системы сократят на 60% или даже 70%.

Украина признала неизбежность потери российского транзита, а значит и запуск газопровода "Северный поток–2". Надежда умирает последней, но газотранспортную систему (ГТС) решили начать готовить к новой реальности, о чем сообщил в интервью S&P Global Platts глава компании "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон. По его словам, ГТС начинает постепенную заморозку 60–70% своих мощностей.

"Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны", – указал он. Настало время для оптимизации системы, чтобы снизить расходы на обслуживание системы в будущем.

"Нам нужно будет уменьшить наши мощности для сокращения расходов, потому что мы понимаем: через пять лет нам необходимо иметь возможность обеспечить социально приемлемые тарифы в случае потери транзита "Газпрома".

Уже сейчас объемов газа мало для работы всех мощностей, в перспективе они продолжат снижаться. Поддерживать работу ГТС на текущем уровне экономически нецелесообразно, поэтому надо действовать, считают специалисты.

"У них система строилась в советское время, она огромная по мощностям прокачки. На входе чуть ли не 240 млрд кубов и на выходе 180 млрд кубов. Если мы говорим о проектной мощности, то она уже не используется сейчас больше, чем на половину мощностей. В 2020 году "Газпром" должен через нее прокачать 65 млрд кубов, поэтому если мы сравниваем с транзитной возможностью, которая у них там была когда-то запроектирована-запланирована – 180 млрд кубов, то, конечно, никогда мы не вернемся к этим объемам, и я думаю, что до 100 млрд кубов мы уже никогда не дойдем", – оценил украинские перспективы ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

По его словам, дальнейшая работа украинской ГТС должна выстраиваться в полном соответствии с тем, что прописано в контракте с "Газпромом", а так как контракт не бессрочный, надо быть готовым к уходу "Газпрома".

"Им надо ориентироваться на контракт с "Газпромом", что в этом году он прокачивает 60 млрд кубов, а четыре следующих года – по 40 млрд кубов. И дальше рассчитывать на новый транзитный договор Украине не стоит, потому что "Газпром" делает все, чтобы от этого транзита отказаться. Это самый дорогой вариант, который, по крайней мере, сейчас у "Газпрома" есть в прокачке: у них высокий тариф, плюс европейцы постоянно говорят о введении углеродного налога. А если мы качаем через Украину, то там самый высокий углеродный след, система старая. Поэтому энергии надо больше, а значит, у этого газа становится больше содержание углерода".

Это не единственное, что говорит вовсе не в пользу Украины, – дело еще и в протяженности маршрута. Путь через Украину – не самый короткий, гораздо удобнее северные маршруты. Тем не менее, если Украина передумает и начнет предлагать выгодные для сотрудничества условия, тогда на какой-то объем российского газа рассчитывать еще можно, однако пока "сознательности" Киев пока не проявил:

"Газ на Ямале добывается, поэтому если его с Ямала пускать через Балтийское море, то это короче. Поэтому, как ни крути, Украине не стоит рассчитывать на сохранение транзита. Поэтому надо оптимизировать систему так, чтобы она работала для внутренних нужд или договариваться по-хорошему с "Газпромом", чтобы в какие-то страны, например, в Молдавию транзит сохранился и предоставить конкурентные тарифы. Пока мы этого, к сожалению, не видим".

"Мы видим обратную ситуацию. Украина рассчитывает, что за них будет заступаться Запад и просить, заставлять Россию качать через Украину, и поэтому, если Россию заставят, надо выломить максимальный тариф, что они, в общем-то, и сделали в преддверии нового года", – заключил Юшков.

Источник: Baltnews.lv, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики