Строительство газопровода СП-2, сроки завершения которого были намечены еще на декабрь прошлого года, снова рискует затянуться на неопределенное время. По словам Бурмистровой, многое зависит от погодных условий и от технических характеристик и оборудования судов, участвующих в строительстве. Однако, у проекта есть и вторая составляющая – политическая, которая зачастую оказывается важнее первой – чисто экономической. «Прилагается максимум усилий для скорейшего завершения проекта, несмотря на высокую политизированность полемики вокруг него», — отмечает топ-менеджер российской компании.
Хотя глава экспортного подразделения «Газпрома» разделяет проблемы СП-2 на несколько частей, в реальности рассматривать санкции и технологические изъяны отдельно друг от друга уже практически невозможно. Инициировать всевозможные ограничения в отношении СП-2 американцы начали еще в 2014 году, однако в первой интерпретации они выглядели недостаточно устрашающими. Российской газовой монополии и ее аффилированным структурам было запрещено привлекать инвестиции на зарубежном рынке. Также «Газпрому» отказали в привлечении технологических новинок и уже зарекомендовавшего себя в создании подводных углеводородных проектов оборудования со стороны иностранных партнеров. Последним компаниям Вашингтон в 2019 году также пригрозил санкциями, если они продолжат деловые отношения с «Газпромом» по этому проекту. Предостережения Белого Дома возымели действие — в начале текущего года швейцарская компания Allseas, предоставлявшая свои корабли для прокладки морских отрезков СП-2, отказалась от участия в строительстве.
«Газпром» нашел новые транспортные средства для завершения проекта — в основном, в его флотилию вошли отечественные корабли, уже наработавшие определенный опыт в создании газопровода. Поиск необходимых судов отнял у «Газпрома» около года. Однако даже сейчас, когда российская монополия сконцентрировала рядом с точкой строительства трубы целую эскадру из собственных судов, Вашингтон продолжает атаковать проект СП-2, предъявляя его участникам все новые претензии. В середине октября Госдеп США, поясняя свои предыдущие ограничения, фактически распространил санкции с судовладельцев, предоставляющих СП-2 свои услуги, на фирмы, обеспечивающие модернизацию и обслуживание кораблей.
В настоящее время именно уточненные Вашингтоном ограничения в отношении зарубежных компаний, снабжающих проект всем необходимым оборудованием и комплектующими для укладки последнего морского участка трубы, выглядят наиболее болезненными для реализации СП-2. По оценке оператора проекта Nord Stream 2, любые угрозы применения санкций оказывают влияние на целый ряд западных подрядчиков и инвесторов, поэтому, их официальное введение «напрямую затронут свыше 120 компаний из более чем 12 стран Европы».
Как напоминает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, несмотря на то, что трубоукладчик «Академик Черский» прибыл к месту строительства газопровода еще в мае, главное российское судно, которое должно взять на себя основные работы по завершению работ в акватории Балтийского моря, до сих пор не приступило к осуществлению задачи. Причем незамедлительно начать монтаж объекта «Черскому» помешали не претензии США, а собственные технологические недоработки, которые приходится исправлять по сей день.