Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Головной боли Москве добавит азербайджанский ТАР?

Головной боли Москве добавит азербайджанский ТАР?

Очередной газопровод через Турцию вот-вот запустят, но «Газпрому» он не конкурент

Официальное открытие Трансадриатического трубопровода (ТАР) может состояться в ближайшие недели, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью японской газете Nikkei. «На трубопроводе все готово. Этот исторический трубопровод из Баку в Европу уже завершен», — цитирует главу государства «Интерфакс-Азербайджан».

Как это повлияет на позиции на континенте нашего «Газпрома»? Появятся ли новые поводы для беспокойства у Москвы?

Протяженность ТАР составляет 878 км, мощность — 10 млрд куб. газа в год, однако ее можно увеличит в два раза. По новому трубопроводу газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, объемы запасов которого оцениваются 1,2 трлн куб. м, через Турцию и Грецию должен прийти на юг Европы.

Ранее консорциум по строительству Трансадриатического трубопровода, в который входят британская компания BP (20% долевого участия), азербайджанская SOCAR (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagás (16%), швейцарская Axpo (5%), сообщил о завершении прокладки магистрали, которая является частью «Южного газового коридора». 

Ожидается, что к середине ноября трубопровод будет готов к транспортировке газа и станет альтернативным маршрутом поставок энергоносителей европейским потребителям, снизив зависимость от России.

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин отметил, что Трансадриатический трубопровод обеспечивает поставки газа на входе в ЕС со стороны Турции. Завершение строительства дает возможность поставки азербайджанского газа европейским потребителям и несколько диверсифицирует энергобаланс.

— В планах перспектив энергобаланса ничего нового нет. Те проекты, которые реализуются в Азербайджане, давно известны и запланированы под соответствующие поставки. Понятно, что произойдёт некоторое перераспределение в карте европейского импорта, прежде всего трубопроводного.

Для тех, кто реализует проект, ситуация не самая простая. Проект довольно дорогой в плане добычи газа на Шах-Дениз и Шах-Дениз-2 и с соответствующей себестоимостью транспортировки. Даже при ценах на газ в $ 300 за тысячу кубических метров газа достаточно остро стояли бы вопросы окупаемости. А при цене, которая сейчас рынке (то есть — менее $ 200 и даже ниже $ 100 опускались), рентабельность проектов под большим вопросом.

Тем не менее будущий трубопровод будет работать. И затраты на него будут стараться окупить через тарифы. Но в комплексе поставки становятся убыточными для компаний, которые его реализуют. Но пути назад нет. Деньги вложены.

Соответственно, есть два пути: рассчитывать, что рынок покажет хорошие цены (что очень маловероятно в условиях избыточного предложения и сейчас, и в обозримом периоде). Либо смотреть, какие убытки придется списывать. И пытаться их минимизировать.

Газопровод вводится в очень сложных для рынка условиях. И этих условиях участникам проекта придется работать.

«СП»: — Насколько российские газопроводы — «Турецкий поток» и «Голубой поток» — в этих условиях конкурентоспособны с ТАР?

— Вопрос конкурентоспособности самих газопроводов не стоит. Потому что это, как правило, проекты, реализуемые на условиях: «качай или плати». Если из России идет газопровод, то проект окупится в те сроки, которые необходимы. С этим проблем нет.

Вопрос в другом: насколько, в целом, есть конкурентоспособность поставок по различным маршрутам? И здесь большое значение имеет наличие ресурсной базы, затраты на добычу и возможность гибкого использования этой ресурсной базы. Здесь у России серьезное преимущество. Потому что цены добычи куда ниже, чем на новых азербайджанских проектах. И, кроме того, существует большая гибкость поставок благодаря развитой системе ГТС и возможности хранения запасов газа внутри Европы.

Получается, что Россия как раз обеспечивает гибкость европейского рынка и неравномерность спроса. Когда нужно — можно нарастить объемы в соответствии со спросом. И это существенная роль, которую ни один из прочих поставщиков выполнить не способен.

Естественно, основной интерес представляет заключение контракта не только с тем, кто может экономически эффективно доставить топливо в любых условиях. Но и с тем поставщиком, который в силах действовать достаточно сбалансированно. Поэтому в периоды высокого спроса он гарантированно поставит потребителю дополнительные объемы. У России все эти возможности есть, поэтому особых рисков новый проект не добавляет.

Надо также понимать, что если у России проблем с ресурсами нет (достаточно месторождений, которые работают сейчас, а по мере их истощения страна плавно переходит на новые), то как раз с Азербайджаном история другая. Те запасы, которые есть на Шах-Дениз и Шах-Дениз-2, исчерпаемы. Бесконечной, по сути, как у России, ресурсной базы у Азербайджана нет. Соответственно, после того, как эти запасы у Баку закончатся, в перспективе остро встанет вопрос: как дальше обеспечивать экспорт топлива по создаваемым маршрутам?

«СП»: — Россия может с проектом ТАР как-то сотрудничать?

— Если говорить о ТАР, то он идет по территории Европы с территории Турции. А на ее территорию приходят и наши «Голубой поток» и Турецкий поток". Газ может поставляться любой из них. Встает вопрос дальнейшего контрактования азербайджанского проекта, так как в нем участвует несколько компаний из разных стран. Их основные интересы связаны с разработкой азербайджанских проектов, под которые этот трубопровод и реализовывался.

Кстати, он не такой уж и мощный: 10 млрд с возможностью расширения. Если сравнить с двумя российскими «Северными потоками» на Балтике, где 110 млрд, то ТАР в 11 раз меньше. То есть проект сравнительно небольшой. Если его объемами не будет возможности заполнить, то будут искать и другие возможности, включая российский газ. Этого я не исключаю.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также не видит опасности для поставок российского газа.

— Сам газопровод не является конкурентом для России. Поставщики газа — да, могут конкурировать. Но если брать, предположим, Италию, то в большей степени она может повлиять на импорт газа из Северной Африки.

«СП»: — Запуск ТАР может изменить цены на газ на европейском рынке?

— Цены на газ через ТАP по контрактам, которые заключены в Европе, не раскрывались. Но говорили, что они заключены с нефтяной индексацией. На слабом «пандемийном» рынке дополнительные объемы приведут к увеличению конкуренции и снижению цен в регионе. В том числе — на азербайджанский газ.

В то же время это также зависит от периода наращивания поставок. Он может растянуться на несколько лет. Тогда давление на рынок будет смягчено или даже вообще нивелировано.

«СП»: — А ситуация с войной в Закавказье за Нагорный Карабах может повлиять на поставки по новому газопроводу?

— Риски для азербайджанской инфраструктуры в связи с эскалацией военного конфликта в Нагорном Карабахе, безусловно, выросли.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 24.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики