Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Провокации Болгарии усложняют газовую политику РФ на юге Европы

Провокации Болгарии усложняют газовую политику РФ на юге Европы

«Балканский поток» в ближайшее время должен быть реализован, считает ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Проблемы «Балканского потока» находятся в Болгарии

Российский посол в Сербии Александр Боцан-Харченко сообщил, что газовый интерконнектор между Болгарией и Венгрией будет завершен до конца года. Эта структура закончит систему «Турецкого потока» в Европе. 

Данный вопрос планировался к обсуждению во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Сербию. Он должен был состояться 28 октября, но вчера Сергей Викторович ушел на самоизоляцию.

Возможно, визит Лаврова будет перенесен на ноябрь-декабрь, но пока об этом не сообщалось.

В рамках «Турецкого потока», который был официально открыт 8 января 2020 года, российский газ поступит сначала в Турцию, затем в Болгарию, Сербию и Венгрию. Конечной точкой является австрийский хаб «Баумгартен». 

С сербско-венгерским участком проблем нет – он реализован, а вот наши болгарские партнеры постоянно находят поводы для проволочек. Сначала у них шла тяжба по поводу того, кто будет строить интерконнектор, затем возникли новые проблемы, и все это на фоне сгущения туч в ЕС над российскими газовыми проектами.

Еще из головы не выходит «Южный поток», от которого болгары отказались в 2014 году, поэтому ключи от «Балканского потока» – именно так называется сеть этих газовых интерконнекторов – находятся не в Белграде, а в Софии.

«Сроки реальные, а так вся загвоздка в Болгарии. Болгары постоянно создают России проблемы: то просят пустить через них газопровод, то откровенно затягивают строительство», - констатирует Юшков.

Несколько лет назад президент Болгарии Румен Радев и премьер-министр Бойко Борисов совершили официальные визиты в Россию, чтобы согласовать болгарское участие в южном российском газопроводе. 

До 2014 года он должен был напрямую заходить в Болгарию, но после подписания контракта на «Турецкий поток» диспозиция изменилась и София стала претендовать на роль одной из транзитных стран. Российское руководство пошло навстречу болгарам, но это не спасло от проблем на этом направлении.

Болгары должны были сдать интерконнектор еще в 2019 году, но это событие постоянно откладывается.

Данный фактор вместе с трудностями «Северного потока – 2» вынудил РФ подписать транзитное соглашение с Украиной. Иначе без болгарского интерконнектора «Газпром» не смог бы выполнить контракты в Восточной Европе.

Болгарская политика носит странный характер

«Все российские планы по газопроводам и интерконнекторам имели точку завершения 31 декабря 2019 года, когда заканчивался старый газотранспортный контракт с Украиной», - резюмирует Юшков.

Это прекрасно понимали наши противники. Из-за этого затягивалось строительство «Северного потока – 2» – особенно здесь отличилась Дания, – а в декабре США ввели санкции против партнеров «Газпрома». Швейцарская компания Allseas сразу прекратила строить «Северный поток – 2», после чего проект остается замороженным. 

И надо сказать, что действия болгар на юге Европы коррелируют с тактикой США и их сателлитов на севере континента.

«С южной стороны санкций не было, поэтому «Турецкий поток» успешно достроили. Американцы по инерции продолжают вписывать данный проект в свои законы, но там штрафовать уже некого», - заключает Юшков.

Болгарская проблема в том, что София является частью ЕС, где «Газпром» не может строить газопроводы. В результате «Газпром» обратился к «Бултрансгазу», который затем объявил тендер на строительство интерконнектора.

«Тендер выиграла компания с саудовским капиталом и предложила за работу низкую цену, которая выгодна Болгарии, но затем все это стало темой долговременных антикоррупционных разбирательств», - резюмирует Юшков.

Из-за этого строительство интерконнектора не завершилось в 2019 году, однако и в 2020 году болгары продолжили затягивать процесс. Это длилось до заявления Путина о возможности альтернативного варианта.

«Строительство действительно восстановилось, и до конца года болгары должны были доделать трубу. Пока процесс идет нормально, а «Газпром» не сообщает о тревожных сигналах в Болгарии», - констатирует Юшков

«Балканский поток» вторичен в большой газовой войне

В Сербии «Газпром» самостоятельно построил интерконнектор, поскольку Белград не является членом Евросоюза. Там не действует Третий европейский энергопакет, требующий разделения поставщиков и транзитеров газа.

Интерконнектор до Сербии будет достроен, но Россия должна была получить его еще год назад. Это привело к издержкам и финансовым потерям, учитывая фактор нового газового соглашения с Украиной.

««Турецкий поток» в украинской истории сыграл меньшую роль, чем «Северный поток – 2». На юге объемы транзита намного меньше, поэтому даже если бы интерконнектор был достроен, то Россия без «Северного потока – 2» все равно бы подписала с Украиной контракт на существующих условиях», - заключает Юшков.

Украинская ГТС при прокачке менее 40 млрд кубов газа становится нерентабельной, и именно это сформировало условия газового соглашения с Украиной, которое Россия была вынуждена подписать.

Оно формирует нашей стране убытки, но роль «Балканского потока» в них сравнительно небольшая. 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики