Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Терминал СПГ в Клайпеде загнал Литву в долговую яму

Терминал СПГ в Клайпеде загнал Литву в долговую яму

Литва хочет снизить затраты на терминал СПГ в Клайпеде. Почти половина из них — это убытки госкомпании от закупки обязательных объемов сжиженного газа. Эксперты уверены: если Вильнюс не изменит взгляд на решение проблемы, нагрузка все равно ляжет на плечи налогоплательщиков.

Минэнерго Литвы разработало законопроект, призванный снизить стоимость поставок на терминал в Клайпеде. В этом году его обслуживание обошлось потребителям газа и пользователям газовой системы примерно в 58 млн евро. Из них около 25 млн — это затраты на поставку необходимого количества природного газа на терминал СПГ и компенсация операционных убытков назначенного поставщика Ignitis.

Как заметил министр энергетики Жигимантас Вайчюнас, сложилась парадоксальная ситуация, когда затраты на обеспечение бесперебойной работы и покрытие убытков обходятся потребителям дороже, чем ежегодное обслуживание инфраструктуры Клайпедского СПГ-терминала.

Минэнерго предложило правительству сократить необходимое число грузов назначенного поставщика с четырех до двух в год. Кроме того, согласно законопроекту, поставщику будет выплачиваться компенсация в размере не более 10% разницы между ценой, которая должна быть уплачена за покупку необходимого количества СПГ и средней ценой импорта природного газа в Литву. Ожидается, что изменения позволят сэкономить потребителям около 20 млн евро в год.

Ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович объяснил, что после нескольких месяцев коронавируса СПГ стоит дороже, чем трубопроводный газ и цены на него будут расти. Если Литва не откажется от эксплуатации терминала по приему СПГ, единственное, что она может сделать — переложить расходы на своих потребителей, сказал собеседник "ПолитЭксперта".

"Либо потребители должны за него платить, либо власти должны сказать, что у них есть некая госкомпания, которая все это закупает. Но чтобы она не развалилась, ей будут доплачивать из бюджета. Ну хорошо. Но бюджет тоже формируется из кошельков налогоплательщиков. Как бы они не перераспределяли расходы внутри, так или иначе эксплуатация этого терминала невыгодна и ударит по экономике", — отметил Митрахович.

Литва построила собственный терминал СПГ в 2014 году. Власти обосновывали это решение желанием избавиться от монополии "Газпрома". Но терминал обходится дорого: за аренду Норвегии ежегодно платят по 60 млн евро. Чаще всего Литва получает СПГ из Норвегии и России. Закупок американского газа, о котором часто говорят литовские власти, за время существования Клайпедского терминала было всего несколько.

Это интересно: Эксперт газового рынка: глобальный энергетический поворот сулит России новые возможности

Митрахович допустил, что на каком-то этапе Литва станет меньше эксплуатировать СПГ и откажется от контрактов, которые были с внешними поставщиками — с той же самой Норвегией. Еще один вариант — вернуться к масштабным закупкам у России трубопроводного газа.

"Это выбор Литвы. Хочет она из своего бюджета субсидировать прием СПГ — пусть делает, если бюджет бездонный. А если появятся какие-то более рациональные мысли, то вполне можно будет увеличить закупки у "Газпрома", которые выйдут дешевле, чем СПГ — если брать в целом за год или за несколько лет", — посоветовал специалист.

Автор: Аврора Зорина

Источник: Politexpert.net, 29.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики