Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ сделал Польшу заложником энергетических отношений с РФ

Газ сделал Польшу заложником энергетических отношений с РФ

Новые ценовые требования Польши не повлияют на газовые отношения с Россией, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Польша продолжает газовую борьбу с Россией

Польская нефтегазовая компания PGNiG подала заявку на пересмотр цены поставляемого российского газа. За основу требований взят «Ямальский контракт» 1996 года, предусматривающий возможность пересмотра цен раз в три года. 

Долгосрочный контракт «Газпрома» и PGNiG действует до 2022 года и является поводом для регулярных ценовых претензий Варшавы. Поляки даже подавали иск в Стокгольмский арбитраж в 2015 году и добились там успеха.

Польша выкупает более 10 млрд кубов российского газа в год при минимуме в 8,7 млрд кубов: в соглашении с Польшей заложен принцип «качай или плати», хорошо известный российской публике в связи с газовым спором с Украиной.

Поляки грозятся отказаться от контрактов с Россией после 2023 года, но в целом существующая структура им выгодна. 

Перед нами нормальный коммерческий процесс, поскольку любые потребители газа пытаются добиться максимально выгодных условий. Поляки напирают на разницу цен на стоковом рынке ЕС и в долгосрочных контрактах «Газпрома», где стоимость формируется с задержкой на полгода, но доказать разницу Варшаве будет непросто из-за специфики энергетических соглашений.

Аналогичные трения были у России с Турцией, апеллировавшей к разной стоимости газа в немецком и турецком контрактах – тогда «Газпром» согласился на досудебное урегулирование спора и назначение новой контрактной цены.

Главная проблема на польском направлении в том, что Варшава систематически смешивает экономику и политику. Польша остается проводником американских интересов и оказывает политическое давление на газопровод «Северный поток – 2».

Скандальным прецедентом стало решение польского антимонопольного регулятора UOKiK наложить штраф в 7,6 млрд долларов на «Газпром» из-за допущенных нарушений при организации финансирования «Северного потока – 2». 

Претензии UOKiK высосаны из пальца, но «Газпром» принял участие в споре, поскольку во время подачи апелляции исполнение данного нормативного акта приостанавливается. Спор затянется на годы, и непонятно, к чему стороны в итоге придут, ведь через год-два на европейском энергетическом рынке будет другой расклад цен и газотранспортных возможностей.

Польше нужен российский газ

«Польша и Россия остаются партнерами в энергетике, несмотря на негативистскую линию Варшавы в отношении Москвы, начиная от подачи исков по цене на газ, заканчивая польской борьбой с «Северным потоком – 2»», - заключает Митрахович.

Польша принимает негативные решения по России, и это придает нашим отношениям неприятный привкус. Однако крайне маловероятно, что решение о штрафе на 7,6 млрд долларов будет доведено до практического исполнения.

«Обратной стороной медали остается зависимость Польши от российского газа, пусть в Варшаве не раз объявляли о желании отказаться от газового сотрудничества с Москвой», - констатирует Митрахович.

Польша продолжает потреблять 20 млрд кубов газа в год, более 10 млрд кубов из которых импортируются из России. После пандемии эти цифры могут измениться, но общий расклад сил никуда не денется. 

«Через Польшу идет транзит российского газа – это газопровод «Ямал – Европа», поставляющий сырье как польским потребителям, так и в другие государства Евросоюза. Часть потребляемого в Польше газа оформляется как виртуальный реверс, т. е. сырье поступает из России, но формально перекупается поляками в Германии», - резюмирует Митрахович.

Причины тут не политические – в отличие от украинцев, поляки считают деньги, – а экономические. Россия действительно поставляет газ в Германию по самым низким ценам, поскольку немцы являются главными потребителями российского сырья.

«Польша отказалась от переподписания соглашения на транзит газа, но поставки продолжаются. Теперь «Газпром» осуществляет транзит, выкупая польские мощности на аукционе», - заключает Митрахович.

Эксперты считают, что применение европейского законодательства в отношениях с Польшей выгодно «Газпрому». Ранее мощности в Польше выкупались российской компанией в ежедневном порядке, но недавно «Газпром» зарезервировал сразу несколько месяцев.

«Несмотря на негативистскую риторику, в Польше явно бы не хотели, чтобы транзит российского газа прекратился. Тогда Польша потеряет не только деньги, но и возможность виртуального реверса из Германии. Задиристая позиция Польши носит риторический характер и не означает реального отказа от российского газа», - констатирует Митрахович

Польская химическая промышленность зависима от поставок дешевого российского газа. Если Варшава откажется от сотрудничества с Россией и перейдет на СПГ, продукция польской компании Grupa Azoty станет неконкурентоспособной на европейском рынке.

«В таком случае непонятно, что будет делать польское правительство, которое и так находится в сложном положении. В случае отказа от российского газа Варшава угробит химическую промышленность и получит кучу новых безработных. Из-за этого PGNiG будет дальше подавать иски против «Газпрома», но на сотрудничество это никак не повлияет», - резюмирует Митрахович.

Ценовые разбирательства вместе с риторикой Варшавы являются частью российско-польских газовых отношений, базирующихся на общем экономическом интересе. России выгодно экспортировать газ, а Польше – его покупать.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики