Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гривач рассказал о влиянии второго локдауна ЕС на газовые интересы России

Гривач рассказал о влиянии второго локдауна ЕС на газовые интересы России

Новый европейский локдаун окажет косвенное влияние на российские газовые интересы, считает заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Локдаун косвенно ударит по российскому газу

Новый локдаун в Евросоюзе, инициированный Францией и Германией, ударит по экспорту российского газа. 

На нидерландском хабе TTF спотовые цены упали на 13,5% с локального максимума в 180 долларов. Данный процесс продолжится из-за очередного локдауна в еврозоне и активных действий спекулянтов на сырьевом рынке.

Появились первые оценки: якобы экономика ЕС из-за второго локдауна упадет еще на два–три процента. Сам «Газпром» прогнозирует, что в 2020 году поставки российского газа в Евросоюз упадут до 165 млрд кубов, а валютный доход уменьшится на треть.

Потери существенные, но дело не только в локдауне. Во-первых, в Европе два года подряд стояла теплая зима, во-вторых, рухнули цены на газ на мировом рынке, что сделало СПГ более выгодным, а в-третьих, в конце 2019 года европейские клиенты «Газпрома» заполнили хранилища газа до предела, поскольку существовал риск прекращения газового транзита через украинскую территорию. 

Худшего варианта не произошло. Москва и Киев подписали соглашение до 2024 года, но это сказалось на закупках европейских потребителей в 2020 году, ценах на газ и доходах «Газпрома». В апреле–мае экспорт золота принес российской экономике больше валюты, чем продажа газа в ЕС. Таким образом проблема существует, однако не надо ее гипертрофировать.

С формальной точки зрения поставки «Газпрома» в Европу за 2020 году войдут в пятерку по объемам за годы сотрудничества.

«Локдаун сказывается на экономической активности и объемах потребления в Евросоюзе. Только в вопросе природного газа значительное влияние оказывают другие экономические факторы», — констатирует Гривач.

Это поступление газа извне, возможности собственной добычи в Европе, а третьим фактором является погода. 

«Любой из этих факторов может как ускорить, так и замедлить потребление газа в ЕС. Локдаун негативно влияет на европейский рынок, но в случае, если в других регионах мира случится подъем спроса, то это сразу скажется на притоке СПГ в Европу. Ситуация по газу там зависит от энергетической обстановки в Азии», — заключает Гривач.

Повышение азиатского спроса на газ снизит предложение на стоковых рынках Евросоюза, в результате чего негативные моменты для «Газпрома» от локдауна будут отчасти нивелированы.

Пока неясно, что происходит в Азии. Спрос в Китае восстановился, что демонстрирует рост поставок по «Силе Сибири», но в других странах региона присутствует собственная энергетическая специфика.

Большинство прогнозов говорит об увеличении спроса на газ в Юго-Восточной Азии в ближайшие десятилетия, но эффект от пандемии мало кто оценивает. Происходит спад в мировой экономике, и он отражается на всех регионах мира.

Международное энергетическое агентство прогнозировало падение мирового спроса на газ в 150 млрд кубов, но этого не произошло. К тому же, падение спроса на газ сказывается на странах по-разному. 70% добываемого в мире газа потребляется странами-производителями, и только 30% идет на экспорт. 

Такой расклад подтверждает, что в мире есть страны-импортеры газа, которые продолжат закупать сырье.

Главный интерес России в цене на газ

«Низкая температура спровоцирует рост потребления газа в ЕС, несмотря на локдаун. Газ в значительной степени используется для отопления, и люди без него обойтись не могут», — резюмирует Гривач.

На это накладывается климатическая политика ЕС, предполагающая постепенный отказ от использования угля, который не ушел из европейской энергетики и продолжает иметь плотные позиции в таких странах, как ФРГ, Польша и Чехия.

«Данные обстоятельства поддержат закупки газа. Тем более сокращение зимой дневных часов ударит по солнечной энергетике, поэтому нет прямой зависимости между локдауном и потреблением газа в Европе», — констатирует Гривач.

Весенний карантин сыграл в европейских странах по-разному. Например, в Италии не произошло снижения потребления газа, несмотря на то, что экономика севера страны, больше всех пострадавшая в ЕС из-за пандемии, на два месяца остановилась.

«Потребление газа на севере Италии в эти сложные месяцы даже выросло», — заключает Гривач

Объемы поставок «Газпром» сохранит, хоть в 2020 и 2021 годах не стоит рассчитывать на 200 млрд кубов экспорта. Главный вопрос в цене, поскольку стоимость энергоносителей в эпоху пандемии коронавируса упала во всем мире.

«Цены, особенно на споте, зависят от спекулятивных настроений. Когда летом цены активно росли, на европейском рынке не было какого-то ренессанса, газовые хранилища были заполнены сырьем», — резюмирует Гривач.

Если брать российские контракты, то спотовые цены не влияют на продажу газа «Газпромом». Цены по его контрактам привязаны к нефтяным котировкам с лагом на полгода, поэтому в российском экспорте особая ценовая ситуация.

«Непосредственно на споте продается не так много газа, хотя если случится серьезный локдаун и на рынке образуется профицит сырья вместе с заполненными хранилищами, то такая ситуация окажет давление на цены», — констатирует Гривач.

Худший сценарий маловероятен, но в современном мире возможно все. 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 03.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики