Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша «заигралась» в честного регулятора в борьбе против «СП-2»

Польша «заигралась» в честного регулятора в борьбе против «СП-2»

Жалоба в Суд по защите конкуренции и потребителей Польши на решение антимонопольного государственного регулятора республики повышает шансы «Газпрома» избежать штрафа, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Российский «Газпром» принял решение подать апелляционную жалобу в Суд по защите конкуренции и потребителей Польши на решение антимонопольного государственного регулятора республики (UOKiK) из-за «Северного потока – 2».

В транснациональной энергетической компании из России выразили принципиальное несогласие с позицией UOKiK и отметили, что «при обжаловании решение не подлежит исполнению до вступления в силу соответствующего решения суда».

«Шансы избежать оплаты многомиллиардного штрафа у «Газпрома» очень хорошие. Думаю, что даже польская сторона не рассчитывает выиграть в этот разбирательстве и получить деньги.

Для полного понимания ситуации, необходимо вспомнить подробности участия российской компании в других различных разбирательствах с европейцами в судах. Часто это были не всегда удачные споры с коммерческими организациями по поводу стоимости российского газа.

Исходя из этого нельзя говорить, что «Газпром» проиграет, потому опыт компании указывает на отсутствие успеха в судах. Новая претензия польского антимонопольного регулятора – совершенно другая история», - прокомментировал эксперт Игорь Юшков.

Собеседник агентства предположил, что Польша знает о низких шансах на штраф и, скорее всего, просто таким образом пытается повлиять на сроки окончания строительства «Северного потока – 2».

«Регулятор намерен затянуть проект и планирует дальше вставлять палки в колеса, если газопровод будет уже достроен. Сумма штрафа практически достигает стоимости проекта.

Если «Газпром» достроит трубопровод, Поляки могут потребовать арест имущества на размер штрафа – под ударом акции. Но таких денег им никто не даст и поляки это понимают. Поведение UOKiK усложняет жизнь «Газпрому», однако не угрожает проекту», - уверен эксперт.

Ранее потенциальные участники строительства «Северного потока – 2», корабль снабжения «Остап Шеремета» и спецсудно «Артемис Оффшор», вышли из порта Калининграда и направились в сторону Германии. Пунктом назначения суден является порт немецкого города Мукран, куда они должны прибыть 5 ноября.

Красная нить польских претензий

В начале октября текущего года польский UOKiK оштрафовал «Газпром» на 29 млрд злотых, то есть на $7,6 млрд. Глава регулятора Томаш Хрустный оправдал такое действие «строительством газопровода без согласия антимонопольного органа Польши».

Платить обязали и европейских партнеров проекта, среди которых компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall. Им выписали штрафы в размере более 234 млн злотых или по $61 млн. Кроме того, организации обязали разорвать договоры о финансировании проекта в течение 30 дней.

До этого польский государственный антимонопольный регулятор отличился тем, что весной 2019 года предъявил обвинения «Газпрому» и его партнерам в нарушении антимонопольного законодательства республики из-за финансирования строительства газопровода.

Позднее UOKiK оштрафовал французскую Engie на 172 млн злотых, то есть на $45 млн за не предоставление информации по делу. На этом регулятор не остановился и в начале текущего года отправил в «Газпром» запрос на предоставление новых сведений в рамках разбирательства.

Российская компания в свою очередь ответила просьбой обосновать обращение UOKiK. На попытку «Газпрома» постоять за себя регулятор выписал штраф на €50 млн евро, прикрыв порты отказом российской организации сотрудничать.

Справедливости ради

Польская сторона наложила на транснациональную энергетическую компанию из России максимальную санкцию, предусмотренную законодательством республики по такому делу. В «Газпроме» отметили, что запрошенная UOKiK информация не имела никакой связи с предметом антимонопольного расследования.

«Очередная претензия антимонопольного государственного регулятора республики – вопиющий случай и произвол. Когда «Газпром» начинал воплощать в жизнь проект «Северный поток – 2», он хотел в компании-операторе продать по 10% акций пяти европейским компаниям, а остальные 50% оставить себе. Но для этого нужно было получить разрешение от антимонопольных органов всех стран, где организации ведут бизнес», - рассказал эксперт.

Разрешение выдали все, кроме Польши, то есть UOKiK запретил продавать доли акций в швейцарской компании-операторе Nord Stream 2 AG. Поэтому «Газпром» и другие организации выполнили требование польской стороны и не завершили сделку – до сих пор все акции принадлежат российской транснациональной энергетической компании.

В дальнейшем пять европейских компаний, которые принимали участие в сделке, предоставляли «Газпрому» кредиты, выдачу которых не нужно согласовывать с антимонопольными службами.

«Польша это проигнорировала и подала иск на российскую организацию и всех участников несостоявшегося по вине UOKiK соглашения. Однако республике сложно придраться к «Газпрому» и европейским компаниям, потому что те исполнили ровно то, что от них требовал регулятор.

Штраф UOKiK выписал всем участникам. Одно дело, когда «Газпром» судится с европейцами в их судах, а другое, когда с одной стороны выступает польский антимонопольный орган, а с другой – пять крупнейших компаний Европы и российский «Газпром». Это позволит российской стороне рассчитывать на справедливое решение», - констатировал эксперт. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 04.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики