Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Одной возобновляемой энергией человечество сыто не будет

Одной возобновляемой энергией человечество сыто не будет

К вопросу о том, вытеснит ли зелёная энергетика голубое топливо

Статья первая

Согласно расхожему мнению экологов и «зелёных» экономистов, смягчение последствий климатических изменений (при этом, что они могут собой представлять, однозначно не определено) возможно лишь через отказ от традиционных энергоносителей с «ископаемой» родословной и переход на возобновляемые виды энергии (ВИЭ). Никто и не отрицает, включая архонтов нефтегазового бизнеса, безусловную привлекательность ВИЭ для сбережения окружающей среды. Сама по себе энергия, полученная от ветряков, приливной волны и солнечных лучей, экологически благонадёжна.

Однако дьявол кроется в деталях. Эти детали и будут определять темпы «энергетического перехода» и степень заинтересованности в ВИЭ конкретных стран, очень различающихся по уровню экономического и технологического развития.

Примечательно двойное признательное показание Игоря Сечина, главного исполнительного директора компании «Роснефть», сделанное им на XIII Евразийском экономическом форуме в Вероне. Технологический прогресс, как он выразился, «позволит как повысить доступность возобновляемых источников энергии, так и значительно снизить экологические последствия от использования традиционных нефти и газа». И второй принципиальный момент: «Долгосрочные перспективы спроса на энергию будут определяться развитием технологий и темпами энергетического перехода, а также обостряющимися противоречиями между экономическим ростом и целями по сокращению парниковых выбросов».

Иными словами, совершенствование технологической базы ВИЭ снизит себестоимость и, соответственно, необходимость в их изобильном субсидировании из кармана налогоплательщиков. Этот процесс будет идти параллельно с модернизацией добычи, производства и потребления традиционных видов энергии, что, в свою очередь, уменьшит их «углеводородный след». Недальновидны те, как заметил Константин Симонов, кто утверждает: «Часто слышим, что, хотя природный газ выделяет меньше всего CO2, он всё равно должен умереть, пусть даже последним».

В действительности на всё время «энергетического перехода» (теперь это устоявшийся термин) будет востребован именно природный газ как «самый экологически чистый источник ископаемого топлива», заявил на веронском форуме Леонид Михельсон, председатель правления компании «Новатек». Доказательство: с 2015 года ежегодные объемы потребления газа в мире выросли на 450 млрд. кубометров, что позволило значительно снизить эмиссию CO2 за счёт замещения угля в энергобалансе. К потребителям СПГ за последние пять лет присоединилось ещё 11 стран, теперь их более 40.

Если в Европе до сих пор используется угольная генерация (классическим примером служит Польша), то в Азии она преобладает. «Для многих развивающихся стран, где до сих пор велика доля угля, переход на газ сегодня является единственной возможностью снизить влияние на экологию, не ограничивая экономический рост», – подчеркнул Леонид Михельсон. «При этом уже сейчас доступны технологии, позволяющие минимизировать выбросы парниковых газов по всей цепочке потребления метана до незначительных уровней».

«Уверен: рост доли природного газа в мировом энергобалансе будет играть ключевую роль в улучшении экологии минимум в ближайшие 20 лет», – заключил глава «Новатэка».

Что до обольщения достоинствами ВИЭ, стоит задаться вопросом: где в Европе самые высокие тарифы на электроэнергию для потребителей? Ответ: в Дании и Германии, в странах, где самая высокая доля в энергобалансе принадлежит возобновляемым источникам, которые до сих пор требуют колоссальных субсидий из государственной казны…

Ясно одно: одной возобновляемой энергией человечество сыто не будет. Не сможет удовлетворить растущий спрос. Пока. Подсчитано Международным энергетическим агентством (МЭА), что достижение цели по нулевым и чистым выбросам в ближайшие 10 лет потребует не менее 28 триллионов долларов в качестве инвестиций, а теоретический вариант полного отказа от ископаемого топлива за десятилетку обойдётся не менее чем в 50 триллионов долларов.

Более того, эксперты предполагают, что в этом случае возможен дефицит металлов, необходимых для производства оборудования, как например, аккумуляторов для хранения энергии, произведённой на солнечных и ветровых станциях. При этом, как говорилось в докладе аналитиков «Роснефти», «отдельные виды металлов добываются в сложных юрисдикциях, а также могут быть чрезвычайно токсичны, например кадмий».

На чашу весов ложится и чисто финансовый аспект. Цена вопроса. Не все страны могут позволить себе активное развитие ВИЭ. Пока ещё несовершенство технологической платформы сектора делает эту энергию удовольствием не из дешёвых. Подтверждение находим в статистике распространённости «зелёной энергетики»: 80 процентов выработки электроэнергии с помощью солнечных и ветровых генераторов приходится… всего на 10 стран.

«Ускоренный переход к возобновляемым источникам может также привести к инвестиционному дисбалансу: недоинвестирование в поддержание добычи нефти и газа приведёт к резком росту цен на все виды энергоносителей, а не только на нефть и газ», – отметил Игорь Сечин, избежав обвинений в отрицании прогресса. «В ближайшие десятилетия мы с большой вероятностью увидим симбиоз традиционной и возобновляемой энергетики, совместно решающих климатические проблемы и удовлетворяющие нужды потребителей в доступной энергии».

Итак, симбиоз – вот ключевое понятие для начавшегося «энергетического перехода». Мы, вероятно, доживём до «светлого безуглеродного будущего», но наступит оно не завтра и не послезавтра.

Автор: Владимир Михеев

Источник: Фонд стратегической культуры, 06.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики