Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия может помочь Беларуси справиться с энергетическим бойкотом Литвы – эксперт

Россия может помочь Беларуси справиться с энергетическим бойкотом Литвы – эксперт

3 ноября первый блок Белорусской АЭС был подключен к энергосистеме республики, а 7 ноября – торжественно выведен на 40% мощность. Несмотря на то, что с запуском станции прибалтийские страны отказались от импорта белорусской электроэнергии, в Минске уверены, что это не грозит Беларуси переизбытком мощностей. Кому Минск намерен продавать генерируемое БелАЭС электричество и насколько успешно Прибалтика сможет блокировать поставки белорусской энергии, в интервью «Евразия.Эксперт» спрогнозировал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и старший научный сотрудник Финансового университета при Правительстве России Станислав Митрахович.

– После включения первого энергоблока БелАЭС в объединенную энергосистему Беларуси Литва остановила импорт электроэнергии из республики, сообщил литовский оператор Litgrid. Кроме того, в Litgrid заявили о прекращении обеспечения Беларуси аварийным резервом мощностей. Что это значит для Минска?

– Если говорить об издержках для Беларуси, то что-то надо будет придумывать с тем, чтобы использовать мощность атомной станции. Сейчас она пока не запущена на полную, но в дальнейшем эту энергию придется куда-то девать. Если не получится экспортировать ее в Прибалтику, то, скорее всего, надо будет в долгосрочном плане решать вопрос о создании некоторых промышленных мощностей в Беларуси, которые смогут эту энергию потреблять (например, перевести часть металлургии на электроэнергию).

Возможно, какие-то поставки будут производиться в Россию, и я не исключаю такой сценарий, что в России для этого будет временное ограничение собственной генерации, чтобы хотя бы временно реализовать эту энергию с белорусской атомной станции.

– Какие издержки понесет Литва от прекращения поставок электричества из Беларуси?

– Что касается Литвы, то более дешевой электроэнергии, чем из Беларуси, они получить ниоткуда не смогут. Как известно, сейчас Прибалтика также импортирует электроэнергию из России, причем экспорт там происходит достаточно хитро: через дочернюю структуру компании «Интер РАО», которая зарегистрирована в Финляндии. То есть, вроде из России электроэнергия, но продается она через такую «прокладку», которая зарегистрирована в Финляндии. Это дает литовским властям возможность объяснять своим избирателям, что не так уж этот импорт и страшен.

Литве придется увеличить импорт из России, а возможно, придется договариваться о том, чтобы импортировать электроэнергию из каких-то еще соседних стран (есть еще и ЕС). В таком случае придется переплачивать, так что для Литвы это тоже будет определенная экономическая сложность.

Но, в конце концов, это их выбор: ведь нельзя насильно заставить их покупать. С другой стороны, если они не останавливают импорт энергии из России, то в таком случае непонятно, как Литва будет вообще понимать, откуда им пришла эта электроэнергия, потому что она теперь идет из объединенной энергосистемы России и Беларуси. Может, какие-то методы найдут, но, в конечном счете, я не думаю, что они будут эффективными для Литвы.

– Ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС перенесен на февраль 2021 г., а второго блока – на май 2022 г. Почему он был отложен? От каких факторов зависит начало работы БелАЭС на полную мощность?

– Во-первых, это в принципе технологически сложный объект, а технологически сложные объекты всегда вводят в эксплуатацию постепенно. Во-вторых, это связано с вопросами экспорта электроэнергии, то есть куда ее девать, если все сразу запустить. Нужно открывать новые предприятия в Беларуси или модернизировать старые (например, металлургические предприятия), а это быстро сделать не получается.

Наверное, в эти ближайшие пару лет будут проводиться какие-то работы, чтобы найти место, куда эту электроэнергию отправлять. Может, будут проведены какие-то дипломатические переговоры, и на каком-то этапе все-таки удастся договориться с Прибалтикой или Польшей, или удастся как-то замаскировать этот экспорт под российский.

Например, в 2019 г. Россия в два раза увеличила экспорт электроэнергии в Литву. Условно говоря, может быть, Литва согласится получать электроэнергию из России, а с белорусской атомной станции она будет поступать в объединенную энергосистему России и Беларуси. При этом Литва не сможет никак отследить, откуда эти электроны пришли: с белорусской атомной станции или с российской. Так что, возможно, делается расчет на то, что пройдет время, и удастся достигнуть какого-то компромисса.

– Будут ли какие-то потери, связанные с переносом полноценного запуска станции?

– Я не думаю, что будут прямо масштабные потери. Если бы был четкий план, куда направлять электроэнергию, то тогда мы говорили бы про потери, а сейчас у нас идет обсуждение, куда ее девать. Если с экспортом ничего не получается или он осложнен, может быть, получится наладить его через Россию, а может и не получится.

Конечно, атомная станция могла бы для Беларуси сократить закупки газа из России, и для Беларуси это было бы выгодно, но я не уверен, что это было бы выгодно для России, ведь как раз экспорт газа для российской стороны – это хорошо и полезно.

Но и тут надо понимать, что атомная станция не может взять и закрыть все газовые станции в Беларуси, потому что они зачастую работают в режиме когенерации. То есть, они не просто ТЭС, а ТЭЦ и дают возможность получать тепло и горячую воду, которая отапливает белорусские города. Поэтому не получится так быстро это все заменить на атом. По всей видимости, часть газовой генерации будет в Беларуси закрыта, но не полностью.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 09.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики